Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

ПУБЛИЦИСТИКА

 


Рецензия на сборник фантастических рассказов Дж.Балларда «Зона катастрофы» (J.G.Ballard, «The Disaster Area», 204 стр.)

Баллард — один из самых молодых писателей-фантастов Запада, если считать, разумеется, только известных. Он начал писать с середины 50-х годов, с твердым убеждением, что «научная фантастика является апокалиптической литературой 20-го века, истинным языком Аушвица и Эниветока» (каковое убеждение, выраженное в такой форме, скорее эффектно, чем эффективно), а также что по-настоящему главным объектом научной фантастики должен быть не столько окружающий [зачеркнуто: человека] мир, сколько внутренний мир человека. Признание пришло к Балларду очень быстро, писатель он, действительно, очень незаурядный, и недаром он удостоился всяческих похвал от такого знатока и скептика, как Кингсли Эмис.

Однако, рассматривая настоящий сборник, мы не можем согласиться с характеристикой, который Эмис дал Балларду: «...одарен наиболее сильным воображением из всех последователей Уэллса». [зачеркнуто: Во-первых и прежде всего] Нам представляется, что Балларда никак нельзя воспринять, как последователя Уэллса. Во-первых, Уэллс насквозь социален, а Баллард в социальном смысле не более чем весьма аморфный отрицатель без всякой [зачеркнуто: соц] [зачеркнуто: полит] позитивной программы. Во-вторых, если говорить о стилистике и [зачеркнуто: тем] методологии Балларда, то он гораздо ближе к Кафке, чем к фантастам уэллсовского направления. Наконец, в-третьих, Баллард по научным и, видимо, по политическим убеждениям — фрейдист, что, впрочем, не удивительно, если принять во внимание его декларацию о главном объекте научной фантастики.

Характерно, например, что в [зачеркнуто: четырех] пяти рассказах из девяти этого сборника героями являются либо врачи-психиатры, либо психически ненормальные личности; что по крайней мере два рассказа по сюжету напоминают кафковскую «Метаморфозу» и откровенно [зачеркнуто: граничат с] примыкают к так наз. «рассказам ужасов», довольно распространенным на Западе; и что только два рассказа можно назвать научно-фантастическими даже в традиционном для Запада смысле этого названия.

Да, Баллард очень выделяется среди лучших из своих западных коллег — и литературным мастерством, и проблематикой, и отношением к человеческой личности. Правда, он [зачеркнуто: быв] довольно часто несамостоятелен. Мы уже говорили о его кафкианской сюжетике, а кроме того, много у него и от Брэдбери, и от Хичкока (в [зачеркнуто: лучшем понимании] лучших образцах), и даже от некоторых всемирно известных сказок.

Что же характерно для Балларда как новатора? Ибо Баллард действительно новатор в научной фантастике, и ему удалось «попасть в яблочко», [зачеркнуто: поймать] [зачеркнуто: напасть на] открыть чрезвычайно важное тематическое направление, которое до него лишь случайно и косвенно задевали западные фантасты.

Если Кафка изображал мир через призму иррационального страха перед всем античеловеческим в этом мире; если Брэдбери постоянно предупреждает об опасности, таящейся в научно-техническом прогрессе, для духовного содержания человека; если Хичкок простодушно старался пощекотать читателю нервы всевозможными ужасами; то Баллард, синтезировав их методологию, направил ее на одно: прогресс науки и техники представляет опасность для психики, [зачеркнуто: для подсознания] и подсознание человека будет защищаться, порождая в мозгу и реализуя в действительности чудовищные фантомы. И вот гибнет шизофреник Мэйсон, которому мнится, будто его город еженощно затопляет море; но когда его труп находят [зачеркнуто: в шах] на дне совершенно сухой шахты, его одежда пахнет морской водой («И пробуждается море»). И «рождается обратно» злосчастный мистер Фримен, жена которого страстно хочет иметь ребенка; он превращается в младенца и исчезает в утробе жены, а затем его вновь зачинает ее любовник («Мистер Ф. есть мистер Ф.»). И гибнет несчастный Ларсен от руки собственного врача-психиатра, принявшего его за его же собственную галлюцинацию («Зона ужаса»). И гибнут трое добровольцев, подвергшихся операции, которая позволила им жить без сна; оказывается, сон необходим, чтобы хоть ненадолго уходить от самого себя («Человечья нора»). А юноша, которому пересадили ногу, потерянную в автомобильной катастрофе, вновь бросается под машину, потому что в мозгу его машины ассоциируются с морскими чайками, которые расклевывают на берегу только что снесших яйца черепах («Невозможный человек»). Это рассказы кафкианского и хичкоковского толка, и хотя они написаны превосходно, издательство вряд ли возьмется опубликовать их. Поэтому мы предлагаем взять для сборника английской фантастики (если таковой планируется) три других рассказа, содержащих явную (хотя самим Баллардом может быть и неосознанную) критику капиталистического строя.

«Концентрационный город». В каком-то очень отдаленном будущем вся наша планета покрыта одним многослойным городом. Нет неба, нет земли, нет горизонта, нет моря. Есть только этажи, улицы, лифты. Город почитается вечным, изначальным. Забыты полеты, исчезла память о космосе и о земных недрах. Герой пытается добраться до «края света», он смутно чувствует, что город — это не вся вселенная. Несколько недель он мчится на экспрессе — все вперед и вперед, но конца так и нет.

«Человек подсознания». Капиталистический мир, чтобы развиваться, должен непрерывно продавать произведенное. Но покупательная способность не бесконечна. Людей заставляют работать без выходных и по 18 часов в сутки, чтобы они зарабатывали деньги на покупки, а покупать заставляют подсознательным внушением.

«Минус один». В психиатрической лечебнице, куда влиятельные господа спроваживают неудобных родственников, пропадает пациент. Исчезновение загадочно, но потом оказывается, что пациента и не было. Так, во всяком случае, интерпретируется случай руководством лечебницы. И вдруг появляется [зачеркнуто: жена] женщина, требующая свидания с пропавшим. Она рекомендуется его женой. И поскольку ее муж никогда не существовал, ее принимают в лечебницу как сошедшую с ума.

Эти три рассказа тоже написаны с присущим Балларду талантом.

[Предыдущая рецензия]     Список рецензий АНС     [Следующая рецензия]


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2012
      © Аркадий Стругацкий, текст, 1963-1972
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года