Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

ПУБЛИЦИСТИКА

 


Рецензия на повесть Рафаила Бахтамова
«Там, за чертой горизонта» (195 стр.)

Книг, рисующих «облик грядущего», в советской, да и в мировой литературе, сравнительно мало. Две наиболее значительные вышли в течение последнего десятилетия: «Туманность Андромеды» И.Ефремова и «Возвращение со звезд» С.Лема. Утопия и антиутопия. Воплощение в образах программы научного коммунизма и предупреждение. Две серьезнейших, диаметрально противоположных по задачам книги, написанные авторами, исповедующими коммунистическую идеологию. Не нам вступать в полемику с «Туманностью Андромеды»: спорные места этого великолепного романа отчетливо субъективны, и оспаривать их стоило бы разве что со вкусовых позиций. Но вот Лемовское «Возвращение»...

С этой книгой можно и должно спорить, как и со всяким предупреждением, чтобы отчетливее представить себе его суть. В свое время автор настоящей рецензии возразил Лему по вопросу, так сказать, чисто техническому – по нашему мнению, чтобы довести «человека невоспитанного» до положения счастливой свиньи, нет нужды в искусственных средствах вроде «бетризации». Но так ли безнадежно положение, если воспитание человека в человеке будет, наконец, поставлено на научную основу и войдет в кровь и плоть нашей планеты? В этом смысле счастливым вкладом в фантастическую литературу является повесть Бахтамова. Лем выражает опасение (не утверждает, а выражает опасение, это очень разные вещи, между прочим), будто в условиях, где изобилие станет фоном истории, человечество может выродиться, потеряв цели, утратив интерес к подвигу, наплевав на героическое прошлое. Объективно – это вызов миру «Туманности Андромеды». Бахтамов принимает вызов.

Эрик Кордин вернулся из межзвездной экспедиции. Спасибо Эйнштейну, для него на корабле прошел год, а на Земле прошло пятнадцать лет. За эти полтора десятка лет (как в Лемовском романе за сотню лет) на нашей планете многое изменилось. Кстати, знакомство звездолетчика с изменившимся миром сделано у Бахтамова гораздо художественнее, чем у Лема. Думается, Бахтамов учел опыт польского фантаста. Мир изменился. Он стал гораздо мягче, мы бы сказали – женственней, чем в дни старта Гордина [Кордин – Гордин – так в машинописи]. Мы, правда, не видели этот мир в дни старта, но таково впечатление от контраста между характером Гордина и этим миром. Как и у Лема, это мир, где некуда торопиться. И в противоположность Лему, это мир, где человечество с тревогой спрашивает себя: что же дальше? Рваться к звездам? Но жертвы? Их уже десятки. Никакой рывок, никакой энтузиазм не могут оправдать человеческих жертв, – утверждают одни. Нет, мы сгинем здесь заживо, если не устремимся к звездам, – протестуют другие. Описание грядущего благоустроенного и вместе с тем по-умному встревоженного мира, реакция на него современного человека (Гордин годится нам во внуки, но автор видит в нем человека нашего времени и хорошо делает), идейный раскол в обществе изобилия – это первые и лучшие семь глав, первые две трети книги. Бахтамов описывает не резвое самоуспокоившееся мещанское болото; и не мир веселых инфантильных техников, занятых наукой ради науки; его коммунизм – это арена борьбы противоречий, столкновения идей на высшем человеческом уровне. Короче, это одна из моделей ДВИЖУЩЕГОСЯ коммунизма, которых нам так не хватает в литературе.

Если бы Бахтамов закончил повесть седьмой главой, новым стартом Гордина, символом победы поборников вечного риска и движения, все было бы в порядке. Но к сожалению (или в неправильно понятую угоду юному читателю?) автор пишет еще «пол-столько», и эти последние четыре главы, посвященные приключениям звездолетчиков и раскрытию загадки таинственной планеты, портят все дело. Проблематика кончается, начинается сюжетика. Потух накал страстей, начались механические передвижения в пространстве. Кончилась битва умов, началась игра мускулатурой.

Переход от талантливой социально-психологической драмы к плоской и банальной приключенческой повести так разителен, что нам показалось – в начале восьмой главы Бахтамов надорвался, решил, что сказал все, что хотел сказать, а дальше можно уже кое-как, для неприхотливого читателя, пусть тоже отдохнет, сердешный. Тайна планеты выяснилась не логически, а самым случайным способом. Ни капли мозговых усилий не понадобилось для этого, если не считать первоначального выжидательного приема Гордина, понадобились только мускулы. Нам представляется, что в 66-м году такие штуки фантастике уже противопоказаны. Появились длинноты (долгое и скучное, изобилующее техническими подробностями, описание бегства из подземелья через шахтный ствол). Возникли заимствования (машины пульсирующей гравитации, как у Лема в «Астронавтах»). Трафаретные научно-фантастические алогичности завершают путешествие к звездам. Кому может оставить послание существо, опередившее землян на миллионы лет? и разве возможно было бы прочесть это послание, даже если бы оно было оставлено?

Предлагается. Повесть включить в план [зачеркнуто: издания] отдельным изданием – она будет ценным вкладом в советскую фантастику, рисующую коммунистическое будущее. Первые семь глав – земные – оставить без изменений, может быть, кое-что подвергнуть редакторской правке, но с осторожностью. Закончить повесть седьмой главой – вторым стартом Гордина к звездам. А затем дать хороший эпилог: Гордин возвращается вторично, сообщает, что тайну планеты нужно искать у других звезд, еще дальше, и что нужны новые и новые экспедиции.

Это, разумеется, лишь один из возможных вариантов. Автор, вероятно, сможет предложить и что-нибудь более удачное. Ведь добиться важно только одного: чтобы сильная драма социально-психологических идей в первых семи главах не выродилась в дешевую приключенческую побасенку в конце.

/А.Стругацкий/

[Предыдущая рецензия]     Список рецензий АНС     [Следующая рецензия]


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2012
      © Аркадий Стругацкий, текст, 1963-1972
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года