Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

ПУБЛИЦИСТИКА

 


Рецензия на новый фантастический роман Александра и Сергея Абрамовых «ВСЕ ДОЗВОЛЕНО» (364 м.п. стр.)

Фундаментальной темой рецензируемого произведения Абрамовых, как и практически всех их предшествующих работ, является драматическое столкновение современного земного человека с Неведомым. Правда, в этом романе действуют люди коммунистического будущего, земные звездолетчики, но по всем признакам «футуричность» эта является лишь литературным приемом: этические, гносеологические, моральные параметры героев этого романа полностью совпадают с таковыми же у положительных героев, скажем, «Всадников ниоткуда» или «Селесты». Капитан, Библ, Малыш, Алик – это наши современники, вооруженные нашей современной философией и даже нашими современными знаниями.

Итак, четверо наших современников – на планете пяти солнц, избранной осатаневшим от одиночества и общей разочарованности сверхмозгом для неслыханного эксперимента над целым человечеством, эксперимента, который проводится в пяти соседствующих пространствах одновременно. Абрамовы уже не раз удивляли нас способностью создавать прекрасно разработанные социологические модели. Удача в этом отношении сопутствует им и на этот раз. На наш взгляд, трудно представить себе более убедительное разоблачение мелкобуржуазной мечты об анархическом обществе, чем представленное на страницах романа «Все дозволено». Мелкобуржуазное, обывательское понимание свободы как осуществленного лозунга, использованного в названии романа, неприятие мелким собственником понимания свободы как осознанной необходимости, ощущение им  л ю б ы х  ограничений его, мелкого собственника, усеченной личности – вот что воплощено в жуткой и диковинной социальной структуре, основанной сверхмозгом-идеалистом и управляемой сверхсложной кибернетической машиной.

Абрамовы очень точно подметили самые главные моменты, обуславливающие несостоятеьность махновщины на космическом уровне. Во-первых, неизбежное глубочайшее духовное вырождение человека в условиях «освобождения от труда». Замкнутый роковой круг: без обязанности трудиться невозможно освобождение от власти животных инстинктов, а животные инстинкты не дадут личности прийти к мысли о необходимости труда. В результате – развитие оголтелого эгоцентризма, а в условиях постоянного страха перед насильственной смертью эгоцентризм неизбежно принимает самые чудовищные формы, толкает на самые чудовищные поступки, которые в подобных обстоятельствах и становятся нормой существования в этом анархическом обществе.

Во-вторых. Вспомним у Алексея Толстого спор большевика-матроса Чугая и анархиста Леона Черного: «Разбойники... люди избаловавшиеся, работать они не могут. Работать он не будет – зачем? – что легко лежит, то и взял. Значит, как же тогда? Опять на них кто-то должен работать? Нет?.. Значит, остается вам – загнать бандитов в овраги и кончить? Так, что ли?» Как мы прочли в романе Абрамовых, примерно к тому же выводу – не без воздействия землян-коммунистов пришел в конце концов и сверхмозг: загнал бандитов в овраг и кончил. Но примерно полтора тысячелетия он все же кормил «бандитов». Он создал для тунеядцев целый класс рабов-трудовиков, цель которых – создавать тунеядцам все условия изобильного существования. Итак, второй просчет анархистской схемы, превосходно разоблаченной Абрамовыми, – анархизм не устраняет, а предполагает эксплуатацию. Другое дело, что владея такими научными и технологическими возможностями, сверхмозг мог бы создать цивилизацию без эксплуатируемого класса, на высшем машинном уровне, но, как нам прекрасно известно теперь, положение бы не изменилось, просто в эксплуатируемого превратился бы сам сверхмозг, эксплуататорская же сущность структуры сохранилась бы.

Идейно-политическая концепция романа чрезвычайно ценна и своевременна. Не вызывает возражений и сюжетная канва – достаточно традиционная в современной фантастике и вполне надежная: род научного детектива, поиски решения проблемы, поставленной перед героями силой обстоятельств. Воображение у авторов работает без промаха, и созданные им детали фантастических миров безусловно способствуют выполнению их романом одного из важнейших назначений фантастической литературы – приучение сознания современного читателя к «жестоким чудесам» нашего времени. Таким образом, в целом, на наш взгляд, роман несомненно удался.

Нельзя, однако же, не отметить некоторые недостатки.

1. Мы считаем, что было бы полезно устранить из повествования всю линию гибели первого экипажа станции. Создается впечатление, что первый экипаж состоял из людей неполноценных, гораздо менее способных и пригодных к делу, чем главные герои романа. Главные герои вступают в контакт с неожиданным и неведомым совершенно просто и спокойно, а их предшественники почему-то на их месте гибнут и сходят с ума, и спиваются, и впадают в маразм. Кроме того, [зачеркнуто: из] от сцены встречи главных героев с остатками первого экипажа очень уж пахнет Лемовским «Солярисом», что производит несколько неловкое впечатление.

2. В свое время герои произведений рецензента часто грешили распущенностью языка, чем и навлекали на себя вполне заслуженные упреки. Герои Абрамовых тоже мало задумываются над подбором выражений. Нам кажется, было бы полезно почистить их язык, особенно язык Капитана и Малыша. Честное слово, в рецензенте говорит не чистоплюйство, а требование обыкновенного такта.

3. Мы считаем, что было бы нелишним уточнить цели, которые преследовал Мозг, проводя этот эксперимент. Пока представляется, что сами авторы не очень ясно понимают эти цели: то ли Мозг занимается благотворительностью – и тогда несколько нелогичными кажутся одни его «поступки», то ли Мозг хладнокровно ведет лабораторный опыт – тогда нелогичными делаются другие «поступки» (в частности, его «самоубийство»).

Вот, в основном, все, что по нашему мнению следовало бы доработать.

А.Стругацкий.
5.12.70

 

Список рецензий АНС     [Следующая рецензия]


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2012
      © Аркадий Стругацкий, текст, 1963-1972
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года