Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

ПУБЛИЦИСТИКА

 


Рецензия на научно-фантастическую повесть Г.Гора «Уэра» (99 стр.)

Новая фантастическая повесть Гора традиционна в самом лучшем смысле для этого удивительно самобытного советского фантаста. Вообще все лучшие советские фантасты очень самобытны по стилистике, тематике, приемам, проблематике и пр. (чего не скажешь о наших западных коллегах), но Гор выделяется даже среди них. Его произведения – это не столько продукт, сколько процесс размышлений писателя над «крайними» философскими и научными проблемами века. Гор никогда не вдается в подробности конкретных научно-технических достижений человечества коммунистического будущего (и в общем правильно делает), для него это просто антураж, детали которого должны восприниматься читателем, как почти чудо (материализующаяся и дематериализующаяся мебель, например, которая и подается как антураж, или «модель» Эрои, являющаяся чуть ли не одним из главных действующих лиц). Он как бы говорит: дано и баста, для вас, читатель, это чудо, для современников этих чудес – это обыденность. Космические корабли Гора не должны привлекать внимания читателя, для Гора это просто условная деталь, служебное понятие, помогающее создать ситуацию. Кибернетика Гора – это не обусловленное никакими научными доказательствами чуть ли не волшебное действо, долженствующее иллюстрировать в его произведениях философскую проблематику и одновременно, как бы невзначай, небрежно, указывающее на безграничные возможности коммунистического человека.

Поскольку произведения Гора с нашей точки зрения являются не продуктом, а процессом, подход к ним, как к обычной литературе, очень затруднителен. В самом деле, рассмотрим рецензируемую повесть. Что в ней происходит? Задана «стартовая» ситуация. На планете Дильнее – копии коммунистической Земли – живет красивая женщина-археолог Эроя. Живет она и ждет – не дождется возлюбленного своего Веяда, ушедшего в дальнюю космическую экспедицию. Тем временем Веяд, потерпевший аварию, спасается, как на необитаемом острове, на давным-давно покинутом искусственном космическом островке Уэре. Сидит он там и ждет вместе с не очень симпатичным специалистом по косметике Туафом. Перед отлетом Веяда брат Эрои смастерил для влюбленных их «модели», чудо кибернетики, закодированные «я» Эрои и Веяда. Эроя и Веяд, одна на родной планете, другой в безднах космоса ждут встречи, проводя время в размышлениях, работе и беседах с «моделями» своей любви. Одновременно на Земле молодой геолог находит книжку, оставленную дильнейцем, посетившим Землю, в которой описана вся эта история. Такова исходная ситуация.

А какова конечная ситуация? Эроя по-прежнему ждет возлюбленного, в это время на Дильнее проводят всепланетный опыт по устранению энтропии, Веяд и Туаф по-прежнему торчат на космическом островке, а на Земле расшифровали таинственную книжку, прочитали и удивляются. Что имело место в промежутке между начальной и конечной ситуациями? Смелый звездолетчик Ларвеф, слетавший двести лет назад в сверхдальний космический рейс, решивший продолжить свой поиск в будущее и ушедший опять на двести лет, терпит крушение и оказывается на Уэре. Он не желает ждать, похищает «модель» Эрои и снова уходит на легкой несовершенной ракете – к нашей Земле. Все.

Напиши такую повесть Днепров, Стругацкие, Варшавский, Емцов с Парновым – их бы следовало закидать камнями. Потому что Днепров поставил бы перед собой задачу вскрыть реальные истоки научного могущества человека, а это требует острого сюжета и головоломных, поражающих воображение ситуаций. Стругацкие поставили бы перед собой цель выяснить истоки и формы «спокойного» отношения человека к чудесам будущего, а это требует развернутой, динамичной, изменчивой картины, в которой было бы к чему относиться. Варшавского заинтересовало бы само парадоксальное положение человека в парадоксальной ситуации. Емцов и Парнов искали бы [зачеркнуто: истоки] возможности создать трагическое, захватывающее умы и эмоции всего человечества.

Почему же, прочитав последнюю страницу «Уэры», читатель ни на секунду не задумывается и не испытывает неудовлетворенности «куцым» сюжетом (если здесь вообще можно говорить о сюжете)? Все дело, нам думается, в том, что Гору было наплевать на сюжетные занимательности. Он целиком захвачен чудовищной проблемой, вставшей на пути развития людей. Горькое, неразрешимое противоречие – необратимость времени, неразрывная связь между временем и пространством. Невозможно вернуть прошлое, нельзя безнаказанно пробиться в будущее, преодолевая пространство, ты проигрываешь во времени, ты либо обречен навсегда застрять между прошлым и будущим, либо уходишь в будущее и тем самым навсегда закрываешь себе дорогу назад, в любимый и привычный тебе мир. И вот на страницах «Уэры» разворачивается удивительная и странная борьба идей. Вернее, не столько борьба, сколько соревнование. Каждый решает пробелму по-своему. Ларвеф примирился с потерей связи с прошлым. Но в настоящем его мятежной душе места нет. И он становится вечным странником по времени. Он будет вновь и вновь уходить на световых скоростях в пространство и возвращаться на родную планету через сотни лет, и снова улетать. Арид мечтает создать машину-гения, которая позволит людям, не выходя из настоящего, увидеть будущее. Эроя работает над восстановлением памяти давно умерших людей, чтобы соединить настоящее с прошлым. Эрон создает «модели» людей, чтобы не позволить пространству и времени разлучить близких. Эрон-старший научился создавать условия, при которых люди оказываются в иных масштабах пространства и времени. Вот для чего необходима Гору предпосылка о всемогуществе человека – для перевода всех этих идей из абстракции в реальный план, чтобы дать возможность героям дискутировать их не в порядке умозрительной праздности, а в ходе подготовки к эксперименту. Самым приемлемым выходом по Гору является предложенное лучшими умами человечества искоренение энтропии в организмах людей, люди, индивидуумы, должны жить вечно. Но некоторых героев этот выход не устраивает.

Чрезвычайно важной особенностью этого романа-философского диалога является то обстоятельство, что мнения героев и их убеждения мотивированы довольно четко. Они определены, во-первых, их биографическими особенностями, а во-вторых, их взаимоотношениями. Арид – гений, но если бы он не встретился в детстве с Ларвефом, он не загорелся бы так идеей связи времен и не бросил бы работу над машиной-гением для участия в работе обессмертивания соплеменников, которая, помимо разрешения всепланетных проблем, разрешала сразу и проблему Ларвефов, и проблему ожидающей десятилетия Эрои, в которую он влюблен. И Ларвеф решил свою проблему так, а не иначе, потому что он был звездным странником. И Эроя встретила идею обессмертивания с таким отвращением потому, что любила Веяда, для которого хотела остаться такой, как была.

Повесть нужно печатать. Но в ней есть вещи, которые следовало бы убрать. Например, бьющий в глаза физиологический антагонизм между Веядом и Туафом. Употребление слова «интеллигент» в ругательном смысле. Нарочитая гипертрофизация значения, которое придают Павлушину в связи с тем, что это он, а не кто-нибудь другой нашел книгу Ларвефа. Проверить, пили ли сбитень в Петербурге в конце 18-го века. Вообще «земная» часть «Уэры» немного смущает. Не совсем ясно, для каких целей она [зачеркнуто: помещена] написана. Я могу воспринимать ее только как подсобный материал, дающий представление о том, каким путем автор узнал о приключениях мысли на другой планете. Впрочем, с другой стороны, она и не мешает.

/А.Стругацкий/

 

[Предыдущая рецензия]     Список рецензий АНС     [Следующая рецензия]


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2012
      © Аркадий Стругацкий, текст, 1963-1972
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года