Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          
Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

КРИТИКА

 

 

Ш.Манохин

Глава 3. «ЖУК В МУРАВЕЙНИКЕ»

«Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль».

Борис Пастернак

«Творческий процесс выступает в своей полной силе. Он до конца проявился вовне и, имея в себе достаточную мощь, не нуждается ни в какой поддержке. Он, как полный сил дракон, летит в небе».

«И-ЦЗИН». Древняя китайская «Книга перемен».

 

Эпизод 1

Этот период творчества АБС (1964 – 1966 гг.) характеризуется созданием всевозможных моделей социума (мира) и состояний (ощущений) людей, в данных моделях существующих, реализацией схем: человек – социум, человек – мироздание.

Повесть «Хищные вещи века» является прекрасным образцом такого подхода в жанре «фантастического реализма».

БН: «...вещь задумывалась как совершенно реалистическая. Время действия – наши дни. Место действия – Латвийская ССР. Действующие лица – наши современники, только странные и страшные... <...>

Идея была такая: под действием мощного электронного галлюциногена, воздействующего впрямую на мозг, человек погружается в иллюзорный мир, столь же яркий, как и мир реальности, но гораздо более интересный, насыщенный замечательными событиями и совершенно избавленный от серых забот и хлопот повседневности. За наслаждение этим иллюзорным миром надобно, однако, платить свою цену: пробудившись от наркотического сна, человек становится беспощадным животным, стремящимся только к одному – вернуться, любой ценой и как можно скорее, в мир совершенной и сладостной иллюзии».

Ничего не напоминает?.. Правильно, уход в «виртуальные миры», воспроизводимые компьютерами последних поколений и созданные лучшими программистами нашего мира. Сотни тысяч людей, в большинстве своем – совсем юных, предпочитают сегодня проводить практически все свободное время в пространстве выдуманных остросюжетных игр и Интернета, а не в реальной жизни, где тоже полно всевозможных проблем и требующих решения вопросов и ситуаций. А между тем, разработка новых и более совершенных иллюзорных форм существования продолжается нарастающими темпами, и это заставляет уже серьезно задуматься наиболее здравомыслящую часть человечества. В благополучных (по уровню жизни) странах усиленно ищутся методы лечения «электронной наркомании», которая неуклонно превращается в национальное бедствие. Причем, что интересно, серьезных пользователей множественных рабочих программ и Интернета никак не касается сие массовое безумство.

Как видим, «нострадамусное» откровение АБС сорокалетней давности почти полностью совпадает с реалиями сегодняшнего мира. Вплоть до того, что «электронный наркотик» можно свободно купить где угодно. Действительность, пожалуй, даже страшнее: создание все новых видов иллюзий не только не пресекается, а приветствуется и хорошо оплачивается. Народу нужны развлечения. «Народ не любит замыкаться в четырех стенах».

А как же духовность? Похоже, массовый человек, не внимая предостережениям пророков, продолжает все интенсивнее развиваться в полном согласии с принципами философии доктора Опира: «...Маркс и Фрейд. Маркс, например, первым понял, что все дело в экономике. Он понял, что вырвать экономику из рук жадных дураков и фетишистов, сделать ее государственной, безгранично развить ее – это и означает заложить фундамент Золотого Века. А Фрейд показал, для чего, собственно, нам нужен этот Золотой Век. Вспомните, что было причиной всех несчастий рода человеческого. Неудовлетворенные инстинкты, неразделенная любовь и неутоленный голод... <...> Да! Любовь и голод. Удовлетворите любовь и голод, и вы увидите счастливого человека. При условии, конечно, что человек наш уверен в завтрашнем дне. Все утопии всех времен базируются на этом простейшем соображении. Освободите человека от забот о хлебе насущном и о завтрашнем дне, и он станет истинно свободен и счастлив».

Помнится, модель подобного идеального человека уже проходила испытания на полигоне, в пятнадцати километрах от Соловца. Вызвав при этом катастрофические разрушения (см. повесть «Понедельник начинается в субботу»).

 

Вообще, Страна Дураков, описываемая Стругацкими в «Хищных вещах века» является как бы правопреемником «края непуганных идиотов» Ильфа и Петрова. А духовность и эволюция сознания здесь совершенно ни при чем. И самое печальное заключается в том, что будущее, выведенное АБС сорок лет назад, все более обретает черты реальности.

Вспомните разговор двух девчушек, примеряющих блузки, с глазами «как у котят – синенькими и пустенькими», вспомните телевизионную передачу, краем глаза увиденную Жилиным, подростков, толпящихся в подворотнях и под фонарями. А чего стоит описание «дрожки»?! Нынешняя дискотека в полный рост! А ведь в шестидесятых годах ничего подобного и близко не было. Чем это может быть еще, как не получением АБС информации из будущего?

Психологически точно воспроизведено отношение большинства сегодняшних молодых к собственному житию: «...Вот раньше, я в книге читал, хоть завидовали друг другу, сосед, мол, как сыр в масле катается, а я на холодильник накопить не могу – разве это можно вытерпеть? Цеплялись, конечно, зубами за барахло, за деньги, за место выгодное... Жизнь на это клали! У кого кулак крепче или голова хитрее, тот и наверху... А теперь ведь жизнь стала жирная, тихая, всего в достатке. К чему себя применить? Я же не карась, я же человек все-таки, мне же скучно, а придумать сам ничего не умею. Это ведь надо особые способности иметь – придумывать! Это надо же гору книг перечитать, а попробуй-ка их читать, когда тебя от них тошнит...» В приведенном периоде тесно сплетены прошлое, настоящее и будущее, да так, что их не расцепить. Причем будущее закольцовано на прошлое, которое ничему не учит, как змея, кусающая свой хвост.

«И все будут заботиться о «благе народа». Одних будут поливать слезогонкой, других вколачивать по уши в землю, третьих превращать из обезьян в то, что вполне сойдет за людей... А потом дрожка выйдет из моды, и народу подарят супердрожку, а вместо изъятого слега подсунут суперслег. Все будет для блага народа. Веселись, Страна Дураков, и ни о чем не думай!..» Именно таков главный принцип любой власти, используемый для сохранения собственного статус кво и управления: лозунг «Мы – слуги народа» и создание условий, в которых среднестатистический человек обречен не думать. Зачем ему думать? Это опасно. Ведь мысль материальна! Еще надумают все вместе что-нибудь не то. Гораздо проще запустить общий мыслительный процесс в единое управляемое русло и спокойно сибаритствовать на Олимпе. Не случайно АБС отказались от конкретизации места действия. Сегодня подобные вещи в равной степени могут происходить в любой стране. Кроме самых отсталых. Да и там, в некотором роде, тоже...

Что же до самого мрачного и сбывшегося предсказания, то, как ни странно, оно же дает и надежду на возможность другого развития человечества. Если люди начнут думать и заботиться о духовном развитии.

«В конце века, когда наметились первые триумфы волновой психотехники и стали пустеть психиатрические лечебницы, в хоре восторженных воплей научных комментаторов раздражающим диссонансом прозвучала брошюрка Криницкого и Миловановича. В заключительной ее главке советские (ныне читай – российские) педагоги Криницкий и Милованович писали примерно следующее. В огромном большинстве стран мира воспитание молодого поколения находится на уровне восемнадцатого-девятнадцатого столетий. Эта давняя система воспитания ставила и ставит своей целью прежде всего и по преимуществу подготовить для общества квалифицированного, но оболваненного участника производственного процесса. Эту систему не интересуют все остальные потенции человеческого мозга, и поэтому вне производственного процесса человек в массе остается психологически человеком пещерным, Человеком Невоспитанным. Неиспользование этих потенций имеет результатом неспособность индивидуума к восприятию нашего сложного мира во всех его противоречиях, неспособность связывать психологически несовместимые понятия и явления, неспособность получать удовольствие от рассмотрения связей и закономерностей, если они не касаются непосредственного удовлетворения самых примитивных социальных инстинктов. Иначе говоря, эта система воспитания практически не развивает в человеке чистого воображения, фантазии и – как немедленное следствие – чувства юмора. Человек Невоспитанный воспринимает мир как некий по сути своей тривиальный, рутинный, традиционно простой процесс, из которого лишь ценой больших усилий удается выколотить удовольствия, тоже в конце концов достаточно рутинные и традиционные. Но и неиспользованные потенции остаются, по-видимому, скрытой реальностью человеческого мозга.

Задача научной педагогики как раз и состоит в том, чтобы привести в движение эти потенции, научить человека фантазии, привести множественность и разнообразие потенциальных связей человеческой психики в качественное и количественное соответствие с множественностью и разнообразием связей реального мира. Эта задача, как известно, и должна стать основной задачей человечества на ближайшую эпоху. Но пока эта задача не решена, остаются основания предполагать и опасаться, что успехи психотехники приведут к таким способам волновой стимуляции мозга, которые подарят человеку иллюзорное бытие, яркостью и неожиданностью своей значительно превышающие бытие реальное. И если вспомнить, что фантазия позволяет человеку быть и разумным существом и наслаждающимся животным, если добавить к этому, что психический материал для создания ослепительного иллюзорного бытия поставляется у Человека Невоспитанного самыми темными, самыми первобытными рефлексами, тогда нетрудно представить себе тот жуткий соблазн, который таится в подобных возможностях...».

В этом отрывке сконцентрирована основная мысль повести. Предостережение против бездумного использования психотехники и, вместе с тем, указание направления возможного развития. Письмо из прошлого, звучащее актуальней некуда! Глас по-прежнему вопиющего в пустыне.

Пока что мы имеем НЛП, «виртуальные компьютерные миры» и 25-й кадр – в виде цветочков, и психотронное оружие, уже существующее и находящееся в процессе разработок – в виде ягодок. А стройной педагогической системы воспитания нового человека в году 2002 от Рождества Христова явно не просматривается. Учитывая мощный поток отрицательной энергетики, выплескиваемый средствами массовой информации, а также направленность компьютерных игр, основной принцип которых – «убей врага», можно сказать, что будущее нынешнего социума (и описанного в «Хищных вещах...») весьма проблематично.

АБС не зря предупреждают:

«Люди, ушедшие в иллюзорный мир, погибают для мира реального. Они все равно что умирают. И когда в иллюзорные миры уйдут все – а ты знаешь, этим может кончиться, – история человечества прекратится...».

Остается только сожалеть о том, что основная масса народа предпочитает бесконечные сериалы, то приторно-слащавые, то жестокие и кр-р-ровожадные, как телевизионные, так и книжные, поглощая их бездумно и с удовольствием, за кружечкой пива (или чего-нибудь горячительного) и лежа на диване. Сплошное развлечение для тела. Растительное существование. Но вместе с тем отрадно сознавать, что далеко не первое поколение читает и перечитывает книги Стругацких (и другую литературу такого же уровня – классическую и современную, художественную и специализированную), что дети таких увлеченных и думающих людей, глядя на родителей, тоже пристрастятся к подобному занятию. Это вселяет надежду.

Иначе данная конкретная цивилизация не оправдывает своего назначения. Иначе жизнь теряет смысл. Иначе человек ничем не отличается от животного (кроме способности неограниченно убивать), и непонятно, зачем ему столь совершенный мозг.

Такие вот мысли вызывает повесть сейчас, когда предсказанное уже случилось, а в шестидесятых годах прошлого века она выглядела мрачной антиутопией, рисующей мир, которого не должно быть. И уж во всяком случае, если нечто подобное могло произойти, то, естественно, никак не на территории страны, строящей коммунизм.

Видимо, энергетическое наполнение текста так высоко, что у всех, читавших «Хищные вещи века» в то время (разумеется, до издания), проявлялось неосознанное беспокойство. Высокое начальство, от которого зависело издание книги, раздражалось, терзаясь смутными сомнениями, ничем реально не подкрепленными, не в силах понять причину своих подозрений (но ведь где-то обманули же...), и от этого раздражаясь еще больше. Друзья и благожелатели, чувствуя силу и безусловное воздействие произведения на читающего, выражали сомнения в возможности издания подобной книги в таком виде вообще. И все-таки она пробилась.

Путь повести от рукописи до издания был, как водится, долог, мучителен и тернист, с массой исправлений, искажений, добавлений и идеологических вкраплений. Продолжался он с февраля 1964 года по октябрь 1965, без малого два года. И, как водится, после выхода в свет, повесть получила сполна от «немцовых» и «котляров"А благодарным читателям, как всегда, не хватило тиража.

Будущее, оно же – наше настоящее, беспристрастно зафиксировало правоту авторов.

 

«Научное мировоззрение, игнорирующее проблему сознания, не может претендовать на полноту. Поскольку сознание – часть Вселенной, любая физическая теория, не отводящая ему должного места, фундаментально неполна: Хотя пока нет физической, биологической или вычислительной теории, которая близко подходила бы к объяснению сознания и, следовательно, разума, это не должно удерживать нас от поиска такой теории».

Роджер Пенроуз

«Новые идеи побеждают, когда вымирают представители старой науки».

Макс Планк

 

Эпизод 2

Повесть «Улитка на склоне» (в первоначальной ипостаси – «Беспокойство») имеет поучительную и, в определенной степени, замечательную историю своего создания. Историю трудного поиска и блестящего воплощения оптимального варианта выражения мыслей и образов, обуревавших авторов.

В марте 1965 года АБС, ничтоже сумняшеся и горя творческим порывом, приступают к реализации нового произведения. Из солидного списка идей и ситуаций, придуманных к тому времени, выбирается сюжет, кажущийся авторам наиболее перспективным.

 

Итак, проект номер один. На некоем острове живут ПАРАОБЕЗЬЯНЫ, питающиеся мыслями окружающих их людей. Жирные, жадные, медлительные существа не интересуются ничем, кроме удовлетворения своих желудочных потребностей, и паразитируют в основном на аборигенах, натурально, обреченных на вымирание. Заезжими туристами и учеными обезьяны тоже не брезгуют. Свежие интеллектуальные блюда наиболее калорийны. Люди, используемые в качестве пищи этими психополевыми вампирами, чахнут, сходят с ума и погибают. То есть перестают быть разумными существами – и умственно, и физически. Идея сама по себе богатая и многообещающая, тем более, что в середине шестидесятых годов тема биоэнергетики и психоинформации была невостребована. Но Стругацкие, после недолгого раздумья, отвергают ее.

БН: «На второй день мы отказались от обезьян. Какое нам до всего этого дело – обезьяны какие-то, какой-то остров, туземцы... Нас общество интересует! Социум! <...> Не надо обезьян и не надо острова. В конце концов, можно взять некое государство неопределенного социального устройства. И там будут не обезьяны. Там будет параллельная эволюция!»

 

Проект номер два. На нашей зеленой Земле со времен первичного океана существует полевая форма жизни – ПРОТОПЛАЗМА-МИМИКРОИД. Она, как и существа стартового варианта, паразитирует на живых организмах. Но есть принципиальные отличия: во-первых, она не имеет формы и практически является симбиотом, во-вторых, она оказывается одновременно и катализатором, и тормозящим фактором эволюционного процесса человечества. То есть протоплазма в свое время благополучно схарчивает трилобитов, динозавров и даже неандертальцев. А нынешний homo sapiens несколько умеряет ее аппетит. Дело в том, что среднестатистический люд, захваченный протоплазмой и не отягощенный интенсивными мыслительными процессами, перестает развиваться духовно и озабочен только материальными интересами, а вот человек думающий и творческий убивает мимикроид на корню. Симбиот не выживает при высокопотенциальном духовном уровне. Чудится, ей-богу, чудится уже здесь будущий принцип разделения человечества на две неравные части. Вырисовывается структура социума, и тем не менее, сюжет тоже не желает формироваться.

БН: «Ничего не получилось. Сейчас я уже не знаю (или не помню), почему. Не шло. Застопорило. Опять застопорило, как это уже случалось с нами четыре года назад, во время работы над «Попыткой к бегству». Опять был тупик, и опять мы испытали панику...» (Вспомним, что «Попытка...» являлась знаковым произведением, с него начались «настоящие Стругацкие»).

 

Проект номер три (возникший в момент кризиса). Два вида разумных существ на неопределенной планете ведут войну на выживание. Причем война эта с антропоцентрической точки зрения на боевые действия совершенно не похожа. Скорее уж, ситуацию, сложившуюся на планете, можно воспринимать как ПОЛИГОН СОСТОЯНИЙ ПРИРОДЫ. Разрушения и изменения на уровне генных структур, манипуляции с биосферой, стирание прежних и реализация новых инстинктов живых организмов – вот лишь некоторые методы достижения цели у противоборствующих сторон. В диком и сюрреалистическом переплетении встречных ходов постороннему наблюдателю разобраться не представляется никакой возможности. Сюжет захватывающий, многообещающий, и принимается АБС за основу.

 

Проект номер четыре (базирующийся на проекте номер три). Впоследствии получил название «Беспокойство» (или «Улитка на склоне – 1»).

Действие происходит на Пандоре. Коль скоро мир Полудня уже существует на страницах произведений АБС и в головах читателей, зачем изобретать лишние сущности. Применяется старый добрый принцип Оккама.

Имидж странной и дикой планеты создан ранее, осталось только его развернуть и обозначить необходимые для нового сценария детали, как-то: поверхность заросла сплошным, непроходимым лесом; из чащи, как зубья дракона, изредка возносятся белые скалы (и почти необитаемые плоскогорья); в джунглях кишит загадочная жизнь и изредка исчезают люди.

В ткань повествования вводятся полюбившиеся персонажи – знаменитый Леонид Андреевич Горбовский, а также выпускники Аньюдинской школы – Сидоров-Атос и Поль Гнедых.

С Базы, угнездившейся на Белых Скалах, земляне ведут наблюдение за странными эволюциями в лесу, ничего в них не понимая, а потому и не вмешиваясь. Правда, позволяя себе совершать охотничьи вылазки за экзотическим зверьем. Где-то внутри дремучих зарослей давно пропавший, но выхоженный аборигенами Атос пытается вернуться в свой мир, чтобы обогатить его полученными знаниями. А Горбовский ждет чего-то СТРАННОГО.

В этом варианте у АБС впервые появляется понятие Человека Играющего, человека беспечного, отвыкшего от войн и катастроф, решившего практически все насущные проблемы, занимающегося только тем, чем ему нравится заниматься. Поэтому Горбовский, предчувствуя возможность возникновения у земной цивилизации шока при ее столкновении с чем-то, выходящим за пределы ее понимания, и остается на Пандоре.

БН: «Он сидит здесь для того, чтобы оказаться на месте в тот момент, когда что-то произойдет. Сидит для того, чтобы помешать людям совершать поступки опрометчивые, торопливые, поймать их, как расшалившихся детей...»

Таков верхний уровень повести – житие землян на незнакомой, но медленно осваиваемой планете.

Нижний уровень никак не соприкасается с верхним и представлен аборигенами Леса:

– колонистами, ведущими войну с негуманоидами,

– женщинами – жрицами партеногенеза, создавшими сложную биологическую цивилизацию,

– заторможенными крестьянами, о которых все забыли.

Про крестьян разговор особый.

БН: «Эти медлительные существа, всеми заброшенные, никому не нужные, становятся для нас как бы символом человечества, оказавшегося жертвой равнодушного прогресса. Выясняется, что нам очень интересно писать этих людей, появляется какое-то сочувствие к ним, готовность к сопереживанию, жалость, обида за них...»

Ощущается в приведенной цитате второй план – позиция Бога, которым трудно быть, его отношение к меньшим братьям, не ведающим своего пути.

Ведь не зря же крестьяне все время врут – не из корысти, не по злому умыслу, не из интереса – просто они не в силах выразить то, что видят, слышат, чувствуют. «Мысль изреченная есть ложь». Они не понимают окружающего их мира, законов его развития, своих побудительных мотивов. А самое страшное заключается в том, что при таком зацикленном мышлении они и не поймут ничего. Никогда.

Вот здесь уже начинают просматриваться ВАРИАНТЫ СОСТОЯНИЙ СОЦИУМА. Причем авторов, видимо, интересуют в основном два крайних положения:

а) человечество Пандоры, пережившее шок от столкновения с непредвиденным,

б) земная цивилизация с ослабленными инстинктами самосохранения, стоящая, вероятно, на пороге подобного шока.

Призрак разделения людского муравейника на неравные части продолжает маячить перед Стругацкими.

БН: «Мы начинаем писать... и постепенно... начинает выкристаллизовываться концепция, очень важная, очень для нас существенная и новая. Это концепция взаимоотношения между человеком и законами природы-общества. Мы знаем, что все движения наши, и нравственные, и физические, управляются определенными законами».

Скорее всего, общество (социум) в своем развитии подчиняется правилам еще более высокого порядка – правилам Мироздания, сиречь Творящей Информации. Но к пониманию и выражению этой истины АБС придут гораздо позже, а пока у них есть только неясное предчувствие, сформулировать которое не представляется возможным.

Ведь для Стругацких сейчас гораздо важней другой вопрос: что делать человеку, которому не нравятся сами законы развития социума?

БН: «Было ясно, что те главы, которые касаются Леса, – годятся. Там «ситуация слилась с концепцией», все закончено и закруглено. Эта повесть внутри повести может даже существовать отдельно. А вот что касается части, связанной с Горбовским, то она никуда не годится. И дело не в том, что она, скажем, дурно написана. Нет, написана она вполне достойно, но вот к тому произведению, над которым мы сейчас работаем, она никакого отношения не имеет. Она нам НЕ ИНТЕРЕСНА сейчас».

Так появляется пятый (он же последний) вариант «Улитки...».

 

Проект номер пять (канонический).

БН: «Кризис породил половину повести, но никуда не делся, он по-прежнему нависал над нами. Такого вот двойного кризиса («с разделяющимися боеголовками») мы еще не видывали. Но настоящего отчаяния уже не было – мы были (почему-то) уверены, что с проблемой справимся».

Мысль о том, что надо убрать из текста будущее и заменить его настоящим, возникла спонтанно и стала стремительно разворачиваться в ныне знакомые всем образы. (Момент и обстоятельства ее появления, конечно же, скрыты непроницаемой завесой. БН: «Что-то здесь с нами произошло, что-то важное».)

Из клубня недоработанных идей и смутных образов прорастает мощный стебель Управления по делам Леса – слепок неприглядного сегодняшнего дня общества, в котором мы живем (пока еще не имеет значения, какой год на дворе – 1965 или 2002). Символично то, что одна из бюрократических структур социума пытается руководить тем, о чем не имеет ни малейшего понятия, или делает вид, что пытается. Какое все родное и знакомое! До второстепенных деталей.

Лес же превращается в таинственное и непредсказуемое Будущее.

БН: «Именно с этого момента все встает на свои места».

Стеклышки калейдоскопа группируются, изображение на картинке проявляется и становится ярким и объемным – то есть соответствует действительному положению вещей. На уровне мыслеформ и ощущений.

Будущее «совершенно не совпадает с любыми нашими представлениями о нем». Оно многовариантно и абсолютно чуждо психологии современного человека, чуждо до такой степени, что невозможно подобрать какие-либо критерии для его оценки в понятных образах. Но ведь Будущее создается Настоящим, оно не может существовать само по себе. Что ж, здесь нет никакого противоречия.

В Настоящем у нас – Управление, где все абсурдно. Административно-командная система, пожирающая самое себя. Полный разрыв смыслов, идиотизм побудительных причин, действия, не заканчивающиеся чем-либо, похожим на финал, – клубок обрывков ниточек, каждая из которых сама по себе, и не клубок даже, а совершенно запутанный ком. Какое Будущее произрастет из такого Настоящего?

Будущее под воздействием Настоящего даже может обратиться Прошлым, если Настоящее не стремится к развитию и совершенству, а пытается подогнать под себя, неповторимого, все, до чего в состоянии дотянуться. Если Настоящее разрушает даже то, что построено до него.

БН: «Это то самое Настоящее, в котором люди все время думают о Будущем, живут ради Будущего, провозглашают лозунги во славу Будущего и в то же время – гадят на это Будущее, искореняют это Будущее, всячески изничтожают ростки его, стремятся... чтобы Будущее сформировалось не таким, каким оно способно быть, а таким, каким нам хотелось бы его сегодня видеть...».

Естественно, что подобное Настоящее опять закольцовывает Будущее на Прошлое.

Интересный вывод следует отсюда, дамы и господа: каждый человек, являющийся членом социума и согласный с решениями вышестоящего дурака, расшатывающими упомянутый социум, отрицательно влияет на формирование Будущего, тем самым приближая его к Прошлому. Пора делать выводы. Будущее у нас общее.

БН: «...существует множество трактовок «Улитки», причем многие из этих трактовок вполне самодостаточны и ни в чем не противоречат тексту. Так может быть, это как раз хорошо, что вещь порождает в самых разных людях самые разные представления о себе?»

Добавим: в зависимости от уровня информированности читателя и от его мировоззрения.

 

А теперь попробуем построить модель процесса изменения взгляда авторов (во время написания данного произведения) на проблемы эволюции сознания и развития общества:

1. Сознание человека гибнет при контакте с психополевыми вампирами, социум не развивается.

2. Сознание человека способно защищаться от паразитов, если оно активно и расположено к творчеству. Прогрессивная часть социума развивается.

3. Сознание человека может выйти на уровень, позволяющий оперировать законами природы в планетарном масштабе. Возможен конфликт внутри социума и между соседствующими социумами.

– Момент кризиса. Взгляд авторов дважды меняется скачкообразно, в зависимости от поступающей информации.

4. Сознание человека в процессе эволюции может испытать шок, столкнувшись с явлениями, превосходящими уровень его понимания. Социум распадается на части, каждая из которых преследует свою цель.

5. Сознание человека, развиваясь, способно менять Прошлое-Настоящее-Будущее, то есть взаимодействовать с полем «пространство-время-информация». Социум нестабилен, возможны различные варианты развития.

 

Отсюда следует, что повесть «Улитка на склоне» (канонический текст), учитывая духовный потенциал авторов в период ее написания, может и должна оказывать сильное влияние на своего читателя. Результат – 27 изданий в 15 развитых странах, в России тираж составил свыше 1,2 миллиона экземпляров, что само по себе немного, но объясняется совершенно тривиально.

«Улитка» – первая арестованная повесть АБС, провела в ссылке двадцать лет, без права переписки.

Собственно, обструкции подверглась только часть повести, носящая название «Управление». Она была напечатана в журнале «Байкал», вдали от столицы СССР, и тем не менее, власть, углядев на ее страницах свои непривлекательные черты, наложила на бедолагу вето.

Вторая же часть – «Лес», притаившись в сборнике «Эллинский секрет», благополучно дожила до момента полной публикации.

Сами АБС считают «Улитку» самым совершенным и значительным их произведением.

 

«Согласно современным научным взглядам, Сознание следует понимать как высшую форму развития информации – творящую информацию, причем связка «информация-сознание» понимается таким же фундаментальным проявлением Вселенной, как «энергия-материя».

В.Н.Волченко, доктор технических наук

«Благодаря наличию сознания мы можем спокойно заявить, что этот мир существует, и что он состоит из элементов сознания».

Эрвин Шредингер

«Я не могу представить Вселенную и Человеческую жизнь без какого-то осмысленного начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и ее законов».

А.Д. Сахаров

 

Эпизод 3

«Второе нашествие марсиан» – это о нас с вами, если мы еще не проснулись и продолжаем воспринимать окружающий мир в виде большого салона для удовлетворения наших материальных потребностей.

БН: «Мысль о том, что современное нам человечество в массе своей настроено дьявольски конформистски и начисто лишено таких понятий, как ЦЕЛЬ, СМЫСЛ, НАЗНАЧЕНИЕ применительно ко всем людям сразу, – мысль эта неизбежно приводила к естественному сюжетному ходу: человечество не надо завоевывать – его можно без особого труда просто купить».

Повесть писалась легко и непринужденно, была начата и создана единым махом в апреле 1966 года. После работы над многоплановой «Улиткой», когда АБС мучительно выясняли для себя вопрос, как, собственно, должно происходить развитие человека и социума, как влияют друг на друга прошлое, настоящее и будущее, сотворение «Записок здравомыслящего» (таков подзаголовок произведения) являлось, вероятно, сущим развлечением.

БН: «Повесть состоялась с первого же захода – большая редкость в нашей практике!»

В данном случае авторы решали всего одну, правда, весьма существенную задачу – осознает ли человечество в целом, на сегодняшнем материально-потребительском уровне, смысл своего существования? И если осознает, то в чем его видит?

«Второе нашествие марсиан» – модель ненасильственного завоевания земного сообщества, и не завоевания даже, а преобразования извне, поскольку все нововведения пришельцев улучшают жизнь обывателя и только приветствуются им, сопротивляется лишь небольшая группа интеллектуалов, понимающих, что история цивилизации нашей планеты на этом заканчивается.

«У людей больше нет будущего, говорил он. Человек перестал быть венцом природы. Отныне и присно и во веки веков человек будет рядовым явлением натуры, как дерево или лошадь, и не больше. Культура и вообще весь прогресс потеряли всяческий смысл. Человечество больше не нуждается в саморазвитии, его будут развивать извне, а для этого не нужны школы, не нужны институты и лаборатории, не нужна общественная мысль, философия, литература – словом, не нужно все то, что отличало человека от скота и что называлось до сих пор цивилизацией. Как фабрика желудочного сока, сказал он, Альберт Эйнштейн ничем не лучше Пандарея и даже наверняка хуже, потому что Пандарей отличается редкостной прожорливостью».

 

А, может быть, так и лучше? Снимаются все заботы о хлебе насущном, появляется масса времени (у тех, кто отличается природной любознательностью) для обучения и самосовершенствования, для воспитания и вовлечения в процесс развития других людей? Чем плохо? Беда, однако, в том, что для основного корпуса обывателей близость гигантской кормушки перекрывает вид перспективы дальнейшего существования. Социум, как таковой, перестает быть. Он превращается в откормленное стадо, всем довольное и малоподвижное. Авторы это прекрасно понимают, хотя и не дают однозначного ответа. Впрочем, это стиль АБС.

Недаром ни один из героев повести не вызывает симпатии, даже бывший инсургент Харон.

 

В целом же схема произведения достаточно проста и построена по отработанному принципу совмещения прошлого-настоящего-будущего:

Прошлое – старички-«патриоты» (в том числе главный герой), собирающиеся на «пятачке» и ведущие бесконечные разговоры о политике, погоде, видах на урожай, происшествиях и слухах. Мнение их может меняться несколько раз на дню в зависимости от ситуации и настроения. Готовы приветствовать любой режим и порядок, вплоть до «железной руки».

Настоящее – противостояние двух миров, двух концепций отношения к действительности. Пока побеждает Партия Пищеварения и Сытости. «Народ любит хорошее мясо... например, бифштексы...» При чем здесь душа?

Будущее – две последовательных стадии. Первая – тучные обыватели, толпящиеся вокруг пунктов приема желудочного сока. Играет легкая музыка, продаются прохладительные напитки и питательные блюда. Знамен, лозунгов и идей нет.

Вторая – либо большое стадо, покрывающее всю поверхность суши, либо никого – за ненадобностью...

То есть альтернатива тривиальна: или мы уж как-нибудь сами развиваемся, или – см. выше...

Вот такие ассоциации возникают после прочтения повести, хочется все-таки самому... без марсиан... и всевозможных благодетелей подобного рода.

 

Очевидно, что цель произведений АБС этого периода – разворошить человеческий муравейник, старательно затаптывающий свое будущее. Как в нашей стране, так и за ее пределами. Стругацкие пытаются достучаться до того сокровенного, что есть у каждого из нас, может быть, где-то очень глубоко, но есть – до нашей души и нашего сердца. Они как бы говорят нам со страниц своих книг: «Просыпайтесь! Начинайте сравнивать и сопоставлять. Начинайте думать целенаправленно! Чаще задавайтесь вопросом: а почему это так? А если может быть иначе и лучше? А что надо для этого сделать?»

Если мы так и поступим, мир начнет меняться в лучшую сторону.

 

«Мысли, которые мы выбираем, подобны краскам, которыми мы пишем на холсте своей жизни».

Луиза Хей. «Целительные силы внутри нас».

«Цель человеческой жизни – сознательное развитие осознания».

Карл Густав Юнг

[Предыдущий]  [Оглавление]  [Следующий]

 


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2009
      © Манохин Ш., текст, 2008
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года