Рецензия на сатирическую повесть Микаэля Фрэйна «Оловянные солдатики»
(Michael Frayn «The Tin Men», 158 стр.)
{[Текст, который ниже заключен в фигурные скобки, первоначально начинал
рецензию]}
Сюжет повести Фрэйна очень несложен.
[зачеркнуто: Объединенное Телевидение] В наше интересное время монополии
приобрели вкус к помещению капитала в науку. Объединенное Телевидение
(Лондон) вкладывает 50 тыс. фунтов в Исследовательский Институт
Автоматизации (где-то в окрестностях Лондона). Объединенное Телевидение
заинтересовано в исследованиях в области этики. Институт строит для своего
Отдела Этики новое здание. На открытие этого здания должна приехать сама
Королева. Институт бешеным ходом готовится принять Ее Королевское
Величество. Создаются специальные комитеты, подкомитеты и подподкомитеты,
проводятся бесчисленные репетиции, принимаются свирепые меры по
предотвращению нежелательных инцидентов. Все – в том числе и
повесть – заканчивается комедийной ситуацией, потешным недоразумением,
пшиком.
Сюжет несложен. Сюжет играет второстепенную роль. Главное в
повести – действующие лица.
Фрэйн выводит на страницы повести нестройные ряды современных идиотов,
целую кунсткамеру современных бюрократов – меценатов науки и [зачеркнуто:
современных] научных работников. Между прочим, эта повесть – едва ли не
первая в фантастике сатира на современную буржуазную науку. До этого
фантастика либо ужасалась, либо восхищалась учеными, но никогда не
смеялась над ними. Очень показательно: общество начинает испытывать
разочарование, новые производительные силы все чаще и все более болезненно
надувают его.
Итак, кунсткамера.
Идиот – председатель Объединенного Телевидения, безграмотный миллиардер,
воображающий, будто на его «внимании к деталям» держится все дело.
Идиот – его референт, запуганное ничтожество, [зачеркнуто: получившее]
возведенное недавно в рыцарское звание.
[зачеркнуто: Идиот – Голдвассер, заведующий Газетным Отделом Института]
Идиоты – ученые, [зачеркнуто: взяв] взвалившие на себя благородное бремя
освобождения человечества от физических и умственных трудов.
Голдвассер, [зачеркнуто: нач] заведующий Газетным Отделом: полная
автоматизация [зачеркнуто: производства] прессы, создание языка из
слов-кубиков для газетных передовиц, алгоритмизация и кибернетизация
газетных сообщений.
Макинтош, заведующий Этическим Отделом: разработка модели идеального
этического поведения [зачеркнуто: на основе робота-самаритя] и
алгоритмизация порнографических изданий.
Хуг Роу, заведующий Спортивным Отделом: как передать автоматам функции
спортсменов, а затем и болельщиков; и еще он пишет повесть, [зачеркнуто:
начав ее с газетных] [зачеркнуто: причем начинает ее] причем сначала пишет
на нее хвалебные критические отзывы.
И другие.
Идиот – директор Института.
Идиот из идиотов – его заместитель, бывший капитан органов безопасности.
Все они – не только жертвы, но и родники бюрократического мировоззрения.
Бюрократия подмела их под себя и заставила «вырабатывать» бюрократию.
{Что такое бюрократия?
Бюрократия – это целый мир. Бюрократия – это Третья Природа.
Бюрократия – это система, мировоззрение, [зачеркнуто: грозная сила]
идеология. Бюрократия – это целая вселенная в области духа, и законы этой
вселенной непостижимы для здравого смысла.
Бюрократия возникла, окрепла и утвердилась [зачеркнуто: на плечах]
[зачеркнуто: прогрессе] [зачеркнуто: исполинским] гигантским паразитом на
системе Управления и Информации [зачеркнуто: в качестве нрзб. ее ?
противовеса и нрзб. анти... ?].
Маркс говорил об идиотизме деревенской жизни. Изнуряющий физический труд
превращал [зачеркнуто: земледельца] человека в [зачеркнуто: полу]
животное. Мы сейчас вправе говорить об идиотизме [зачеркнуто:
бюрократической деятельности] [зачеркнуто: образа мышления] бюрократии.
[зачеркнуто: Бескровное бумажное] Гипертрофированная целенаправленность
бескровного бумажного существования превращает [зачеркнуто: работника]
человека в автомат, в оловянного солдатика по терминологии Микаэля
Фрэйна.}
Мне кажется, социальное значение повести – бесспорно.
Но кроме того, повесть являет собой великолепный образчик английского
юмора. Того самого, который литературно оформлен Диккенсом и победоносно
обошел весь свет в книгах Джекобса, Джерома, Кингсли Эмиса и других
мастеров. Открытая насмешка, тонкое издевательство, превосходное чутье к
человеческим слабостям помогают Фрэйну в его обличительной работе.
Я считаю, книгу надо издать.
Если мы не будем издавать такие книги, то не стоит издавать ничего вообще.
[Предыдущая рецензия]
Список рецензий АНС
[Следующая рецензия]
|