Отзыв на фантастическую повесть В.Фирсова «Сказание о Четвертой луне» (115 стр.)
С чисто формальной точки зрения эта первая большая повесть В.Фирсова выполнена, пожалуй, даже хорошо. Имеет место достаточно увлекательная фабула, [зачеркнуто: нрзб] сюжет разработан по всем канонам литературного ремесла, язык прост и ясен, образ главного действующего лица как будто развивается от события к событию. И тем не менее приходится с прискорбием признать, что произведение это автору не удалось.
Все дело в том, видимо, что во всех пяти листах повести найдется не более чем на пяток страниц мысли и чувства. Повесть представляет собой, грубо говоря, непомерно разбухшую, оснащенну. ненужными и произвольными подробностями, сказку о Кощее Бессмертном. Как известно, народные сказки являются своеобразными концентратами векового народного опыта, преломленного через призму народных чаяний и мистических страхов. Разбавлять такие концентраты водой – дело совершенно неблагодарное, даже если эту воду слегка подкрасить современным революционным мировоззрением. Практика показала, что ставить классическую сказку или миф в основание современного художественного произведения может позволить себе лишь тот, для кого эта сказка является лишь отправным пунктом, катализатором для сложнейшей реакции собственных мыслей и переживаний. Таковы современные сказки Олеши, А.Толстого, Экзюпери, Шекли, Бредбери. Уместно здесь вспомнить разительные неудачи, которые потерпел Лем, пытаясь «галактизировать» мотивы классических сказок, уместно вспомнить неудачи многих наших фильмов, вроде «Города мастеров», в которых модернизация шла по линии простого растягивания действия и включения слащаво-сентиментальных и псевдо-героических подробностей. Именно в этом плане, как нам представляется, лежит и причина неудачи Фирсова.
Один крупный знаток фантастики в свое время весьма иронично отозвался о некоторых авторах, избирающих такой вот легкий путь в литературе. Положим, попался ему на глаза миф о Мидасе. И вот готов рассказ: мистер Мидас имел удовольствие выручить из беды некоего могущественного пришельца и в награду [зачеркнуто: получил] попросил дар превращать все в золото. Тот перестроил субмолекулярную структуру организма Мидаса таким образом, что ее колебания вызывали в веществе ядерные превращения, и все, к чему отныне прикасался бедный и незадачливый мистер Мидас, обращалось в золото. Мне не кажется, что путь к созданию мало-мальски ценных фантастических произведений лежит в этом направлении, граничащем с недобросовестностью. Конечно, у меня и в мыслях нет обвинять В.Фирсова в недобросовестности. Скорее всего он просто увлекся недорогой экзотикой выдуманных миров и не дал себе труда вспомнить, что фантастика – это не самоцель, а средство отражения действительности.
[Предыдущая рецензия]
Список рецензий АНС
[Следующая рецензия]
|