Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

ПУБЛИЦИСТИКА

 


Отзыв на фантастическую повесть В.Фирсова «Сказание о Четвертой луне» (115 стр.)

С чисто формальной точки зрения эта первая большая повесть В.Фирсова выполнена, пожалуй, даже хорошо. Имеет место достаточно увлекательная фабула, [зачеркнуто: нрзб] сюжет разработан по всем канонам литературного ремесла, язык прост и ясен, образ главного действующего лица как будто развивается от события к событию. И тем не менее приходится с прискорбием признать, что произведение это автору не удалось.

Все дело в том, видимо, что во всех пяти листах повести найдется не более чем на пяток страниц мысли и чувства. Повесть представляет собой, грубо говоря, непомерно разбухшую, оснащенну. ненужными и произвольными подробностями, сказку о Кощее Бессмертном. Как известно, народные сказки являются своеобразными концентратами векового народного опыта, преломленного через призму народных чаяний и мистических страхов. Разбавлять такие концентраты водой – дело совершенно неблагодарное, даже если эту воду слегка подкрасить современным революционным мировоззрением. Практика показала, что ставить классическую сказку или миф в основание современного художественного произведения может позволить себе лишь тот, для кого эта сказка является лишь отправным пунктом, катализатором для сложнейшей реакции собственных мыслей и переживаний. Таковы современные сказки Олеши, А.Толстого, Экзюпери, Шекли, Бредбери. Уместно здесь вспомнить разительные неудачи, которые потерпел Лем, пытаясь «галактизировать» мотивы классических сказок, уместно вспомнить неудачи многих наших фильмов, вроде «Города мастеров», в которых модернизация шла по линии простого растягивания действия и включения слащаво-сентиментальных и псевдо-героических подробностей. Именно в этом плане, как нам представляется, лежит и причина неудачи Фирсова.

Один крупный знаток фантастики в свое время весьма иронично отозвался о некоторых авторах, избирающих такой вот легкий путь в литературе. Положим, попался ему на глаза миф о Мидасе. И вот готов рассказ: мистер Мидас имел удовольствие выручить из беды некоего могущественного пришельца и в награду [зачеркнуто: получил] попросил дар превращать все в золото. Тот перестроил субмолекулярную структуру организма Мидаса таким образом, что ее колебания вызывали в веществе ядерные превращения, и все, к чему отныне прикасался бедный и незадачливый мистер Мидас, обращалось в золото. Мне не кажется, что путь к созданию мало-мальски ценных фантастических произведений лежит в этом направлении, граничащем с недобросовестностью. Конечно, у меня и в мыслях нет обвинять В.Фирсова в недобросовестности. Скорее всего он просто увлекся недорогой экзотикой выдуманных миров и не дал себе труда вспомнить, что фантастика – это не самоцель, а средство отражения действительности.

 

[Предыдущая рецензия]     Список рецензий АНС     [Следующая рецензия]


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2012
      © Аркадий Стругацкий, текст, 1963-1972
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года