Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

ПУБЛИЦИСТИКА

 


Отзыв на повесть Г.Федорова «Статуэтка из Танагры» (130 стр.)

Повесть не имеет сюжета, и в ней только один Герой, причем это герой в самом буквальном смысле слова. Через его воспоминания и через воспоминания о нем его другаавтор выстраивает незаурядный образ аристократа духа, подлинного ученого, бывшего помещика, порвавшего с своим классом и перешедшего на сторону угнетенных не по политическим соображениям, а совершенно интуитивно, осознав, что наука должна служить добру и красоте и несовместима с произволом и насилием. Археолог, специалист по терракотовым статуэткам-игрушкам, творениям эллинских мастеров, бывший бунтарь против диктатуры в своей стране (страна не названа, но это, вероятно, Болгария), бывший узник фашистских концлагерей, бывший партизан, с оружием в руках боровшийся против нацистов, основатель целой научной школы, страстный энтузиаст своего дела, друг Советского Союза, – таким [зачеркнуто: возникает] встает перед читателем со страниц этой рукописи профессор Панонис.

Следует признать, что повесть удалась автору. Я подразумеваю, что цели своей – создания объемного, живого, впечатляющего образа – автор безусловно добился. [зачеркнуто: Разумеется] Правда, не лишена повесть и недостатков. Прежде всего, это довольно многочисленные строки, отмеченные печатью прямо-таки вопиющей стилистической неряшливости. Эти места в большинстве своем (но не все) отмечены в рукописи карандашом. Далее, не все эпизодические действующие лица оправдывают место, которое занимают. Образ Николая [возможно, здесь другое имя] – во всяком случае, в той роли, которую он в повести играет, – излишен и попросту мешает, а не помогает раскрытию образа Панониса, выставляет Панониса каким-то дешевым морализатором, что совершенно противоречит [зачеркнуто: психологической] логике психологии главного героя. Наконец, эпизод с поездкой Панониса и Коноплева по следам утерянной статуэтки написан в совсем ином стилистическом ключе, нежеля вся остальная повесть. Не спорю, сами по себе сценки в автобусе и на улицах [зачеркнуто: незнак] города [зачеркнуто: очень] забавны, [зачеркнуто: нрзб.] и если автор намеревался повеселить читателя, цели он здесь добился. Но в общей ткани повествования они звучать просто-таки бестактно. Я бы предложил этот эпизод либо переписать, либо сократить вовсе.

Итак, повесть удалась. Но рекомендовать ее в «Мир приключений» я все же не решаюсь. Наш альманах – сборник научной фантастики и приключений, то есть литературы по преимуществу остросюжетной. «Статуэтка из Танагры» не является остросюжетным произведением. Следует предложить автору обратиться в какое-либо другое издательство.

 

[Предыдущая рецензия]     Список рецензий АНС     [Следующая рецензия]


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2012
      © Аркадий Стругацкий, текст, 1963-1972
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года