Аркадий и Борис Стругацкие

Карта страницы
   Поиск
Творчество:
          Книги
          Переводы
          Аудио
          Суета
Публицистика:
          Off-line интервью
          Публицистика АБС
          Критика
          Группа "Людены"
          Конкурсы
          ВЕБ-форум
          Гостевая книга
Видеоряд:
          Фотографии
          Иллюстрации
          Обложки
          Экранизации
Справочник:
          Жизнь и творчество
          Аркадий Стругацкий
          Борис Стругацкий
          АБС-Метамир
          Библиография
          АБС в Интернете
          Голосования
          Большое спасибо
          Награды

ПУБЛИЦИСТИКА

 


Рецензия на роман Е.Войскунского и И.Лукодьянова «Плеск звездных морей» (515 стр.)

Новый роман Войскунского и Лукодьянова [зачеркнуто: про] посвящен предыстории выхода коммунистического человека в глубокий космос, за пределы Солнечной системы. Роман предваряется двумя «прелюдиями». Первая представляет собой рассказ о неандертальце, решившемся выйти из привычных лесов и углубиться в неизведанные [зачеркнуто: непо] пугающие степи. Вторая прелюдия – это небольшая повесть, [зачеркнуто: герой] действие которой происходит в [зачеркнуто: некоем европейском государстве] некоей европейской стране накануне Возрождения. Герой этой повести, авантюрист и придворный одного из католических государей, отваживается на выход в океан, туда, где еще не появлялись паруса моряков. Авторы прослеживают [зачеркнуто: некотору] известную преемственность: выход из лесов в степи на заре разума, выход в открытый океан в эпоху развития торгового капитала и, наконец, выход в межзвездные пространства в коммунистическом будущем. Извечен и неизменен [зачеркнуто: чело] инстинкт, который гонит человека на риск в неизведанное, утверждают авторы, но инстинкт этот должен быть подкреплен чем-то «рациональным»: у неандертальца это – животный голод; у [зачеркнуто: католика] [зачеркнуто: графа-католика] купцов средневековья – стремление к наживе; у коммунаров XXI века – жгучая потребность помочь братьям по разуму, попавшим в беду. К сожалению, эта мысль ясно и отчетливо выражена только в самом романе, тогда как в обеих «прелюдиях» она слишком затушевана привходящими обстоятельствами, особенно во второй.

Вероятно, в рецензии нет необходимости подробно пересказывать [зачеркнуто: роман] содержание романа, оно достаточно сложно и разнообразно. Сюжет же сводится к истории жизни летчика-космонавта, всю жизнь мечтавшего вырваться в бездонные просторы «звездных морей». Он [зачеркнуто: летает] ходит в рейсы Земля – Луна, он любит и теряет любимую, он летает к Венере и к Юпитеру, он спорит с противниками межзвездных перелетов и с самим собой, он уходит из Космоса и становится колонистом на Венере, он как будто уже и отказывается от своей мечты ради светлого счастья, которое дается семьей и нужной работой, но мечта все равно в нем, не расстается с ним, только таится, дожидаясь своего часа. Вот уже и создан фантастический корабль, который может понести человека в звездные моря, но экономика Земли еще не подготовлена к такому напряжению. [зачеркнуто: Он] Не он, Улисс Дружинин, полетел к звездам, полетели другие, его друзья и ученики, но это не принесло горечи разочарования: все-таки он [зачеркнуто: коммунист] коммунар, человек будущего. Он передал эстафету своей мечты человечеству, и мечта осуществилась. Стартом первого звездолета заканчивается роман.

Следует сразу сказать, что роман получился. В советской фантастике появилось еще одно талантливое произведение о коммунистическом будущем, яркое, свтелое, оптимистическое – и вместе с тем проблемное в лучшем смысле этого слова, всеми своими положениями связанное с нашим трудным и героическим настоящим, со сложными судьбами, с интересными мыслями, с целой [зачеркнуто: вере] галереей добротных человеческих образов, ненавязчиво наполненное остроумными и жизненными деталями быта, социологии, морали, этики. Главный герой – сильный, [зачеркнуто: целенаправ] целеустремленный, беспокойный космический пилот. Гениальный математик, своеобразный Эйнштейн 21-го века, выорачивает наизнанку современные ему представления о природе пространства-времени. Тяжеловесный и насмешливый конструктор космических кораблей. Столетний специалист по межзвездной связи, помнящий наше время, рассказывающий горько-насмешливые притчи. Первая любовь героя, порывистая, отчаянная, совершившая из ложно понятого чувства долга ошибку, которая разрушила ее личную жизнь... И [зачеркнуто: много] еще несколько других героев, достоверных, живых, [зачеркнуто: живущих] управляющих жизнью своего века и жизнью романа на основе новой коммунистической морали и психологии. Авторы не идеализируют созданный ими мир будущего (он и не нуждается в идеализации). Они показывают свирепую борьбу мнений, решения во имя блага человечества, из-за которых страдают судьбы отдельных людей; и даже «едоки» еще сохранились в этом прекрасном мире, тунеядцы, прожигающие жизнь от бесталанности и зависти. Но детали эти необходимы и поучительны и только придают [зачеркнуто: роману] вес воспитательному значению романа. Как часто, читая утопические произведения, думаешь о проблемах, которые занимают героев: «мне бы ваши заботы, господин учитель!» Роман Войскунского и Лукодьянова такой мысли не вызывает. Заботы его героев [зачеркнуто: являются] воспринимаются как настоящие, тревожные и жизненные заботы. Это тоже большие достоинства «Плеска звездных морей». И это при всем том, что читателя не покидает радостное ощущение настоящего и искреннего оптимизма, которым роман пропитан.

Не обошлось в романе и без недостатков. Не останавливаясь на мелочах, считаю долгом отметить один: в основе основ проблематики, поставленной авторами перед человечеством будущего, лежит проблема перенаселения. Нам, конечно, хорошо известно, что такая проблема рано или поздно перед человечеством встанет, и нам, конечно, решительно неизвестно, как она будет разрешена. Известно, впрочем, одно: решаться она будет не за счет переселения излишков населения на другие миры. Думать так наивно, даже, вероятно, неграмотно. Однако в романе [зачеркнуто: она] эта проблема не нужна по совсем другой причине, ничего общего с конкретным будущим не имеющей. Главная помеха в том, что эта проблема затемянет, стушевывает основной конфликт: между высоким интуитивным стремлением к звездам, с одной стороны, и «ползучим» рационализмом – с другой. Проблема перенаселения просто не нужна, она [зачеркнуто: портит психоло] искажает социологическо-психологическую картину мира, в ней изображенного. Я бы посоветовал авторам оставить эту проблему нашим потомкам, а все внимание отдать упомянутому вечному конфликту, умный взгляд на который столь полезен молодому современнику.

1.08.67

 

[Предыдущая рецензия]     Список рецензий АНС     [Следующая рецензия]


      Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
      © "Русская фантастика", 1998-2012
      © Аркадий Стругацкий, текст, 1963-1972
      © Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
      © Алексей Андреев, графика, 2006
      Редактор: Владимир Борисов
      Верстка: Владимир Борисов, Максим Образцов
      Корректор: Владимир Дьяконов
      Страница создана в январе 1997. Статус официальной страницы получила летом 1999 года