Переводы



[Предыдущий]  [Оглавление]  [Следующий]

ИНСТАНЦИОННАЯ СТРУКТУРА — структура, в которой установлено отношение иерархии, то есть для любого элемента можно указать вышележащий и нижележащий элемент, или хотя бы один из них (лат. instantia — близость); частным случаем таких структур являются «вполне иерархические структуры», в которых для любых двух элементов может быть указано, кто из них выше; например, в России иерархическая структура была превращена во вполне иерархическую Петром I, указавшим в «Табели о рангах» (1722 год) соответствие военных, гражданских и придворных чинов; в реальной ситуации соответствие может устанавливаться иначе, чем в нормативных актах, так, в нацистской Германии чины СС были реально выше нормативно эквивалентных армейских и т.п.:

«Ему, понимаете, хочется еще сотворить что-нибудь такое-этакое, чего раньше, до него, не было. Например, ИНСТАНЦИОННУЮ или, скажем, иерархическую СТРУКТУРУ». — ГО.

ИКМ, второй — Второй Институт Космической Медицины, Москва:

«Любопытное сообщение я получил от коллеги Кривоклыкова (крымский филиал второго ИКМ)». — ВГВ.

ИММАНЕНТНЫЙ — лат. immanens — внутренне присущий объекту:

«А жид — это вовсе не ярлык. Жид — это ИММАНЕНТНОЕ состояние. Перестать быть богачом можно, а жидом — нет». — ЖГП.

ИНЕРЦИАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ — траектории, по которым космический корабль движется по инерции:

«...годную только для перелетов по ИНЕРЦИАЛЬНЫМ ТРАЕКТОРИЯМ». — ДР.

ИНСТРУКЦИЯ — правила действий в некоторой ситуации, обобщение опыта действий людей в аналогичных ситуациях; не может учитывать всех особенностей конкретной ситуации, поэтому не исключает необходимости пользования своей головой, однако в условиях дефицита времени, физической и/или психологической нагрузки (ситуация аварии) позволяет, как правило, избежать грубых ошибок и предпринять основные правильные действия:

«А на ИНСТРУКЦИЮ он плевал. «Инструкция — это для тех, кто еще не умеет». — С.

«В голове у Юры была каша, и в этой каше из собственных Юриных принципов и понятий в целости оставалась только ИНСТРУКЦИЯ». — С.

«Учебная тревога, стажер Бородин, только и всего. Рутинная, не реже одного-двух раз в течение рейса. В целях проверки знания ИНСТРУКЦИИ. Великая вещь — инструкция! — Он вытащил из скафандра белый цилиндрик толщиной в палец и со злостью грохнул шторой». — С.

ИНТЕЛИ — полуподпольная общественная организация, борющаяся с некоторыми видами наркотиков и нейростимуляторов (см.), а также устраивающая шумные провокации для отвлечения людей от растительного существования; граждане в основном всерьез их не принимают, если и испытывают какие-то чувства, то ненависть или презрение; слово «интель» используется как умеренная инвектива; среди старшего поколения, помнящего «заварушку», наличествует и уважение:

«— Сволочь какая-нибудь, — сообщила она мне громко. — Алло, Оскар, может, вы ИНТЕЛЬ? — Нет». — ХВВ.

«— Я их к себе не пускаю, — продолжал бармен, все более оживляясь. — У меня глаз острый. Он еще только к двери подходит, а я уже вижу: ИНТЕЛЬ. Ребята, говорю, интель идет! А ребята у нас как на подбор, сам Дод каждый вечер после тренировок у меня сидит. Ну, он, значит, встает, встречает этого интеля в дверях, и не знаю уж, о чем они там беседуют, а только налаживает он его дальше». — ХВВ.

«— Ничего не понимаю, — сказала она обиженно. — Вы мне так понравились сначала... Мама говорит, что вы литератор, я уже перед всеми расхвасталась, как дура, а вы, оказывается, чуть ли не ИНТЕЛЬ! — Как можно, Вузи! — сказал я укоризненно. Я уже понял, что нельзя допускать, чтобы тебя принимали за интеля». — ХВВ.

«...и хрипло завопили: «Сволочи! Хулиганы! Бей ИНТЕЛЕЙ!.». — ХВВ.

«— Это ты зря. ИНТЕЛИ, например, его прогнали. «Уберите, — говорят, — дурака...» Или вот нынче, у этих беременных мужиков...» — ХВВ.

«...Так у меня у самого во взводе было четыре ИНТЕЛЯ, пулеметчики. Совершенно правильно, дрались, как черти. Я помню, мы с пакгаузов удирали — ну, знаете, там еще теперь фабрику строят, — и вот двое остались прикрывать. Между прочим, никто их не просил, вызвались исключительно сами. А потом вернулись мы, а они висят рядышком на мостовом кране, голые, и все у них калеными щипцами повыдергано. Вот так, понял? А теперь я думаю: где остальные двое сегодня, скажем, были? Может, они меня же слезогонкой угощали, ведь такие могут вполне...» — ХВВ.

«— У нас тайного ничего быть не может, — сказал он. — Какие могут быть тайны, когда народ с пятнадцати лет закладывает? Дураки эти, ИНТЕЛИ, все секреты разводят... Хотят двадцать восьмого заварушку устроить, шепчутся, минометы давеча за город повезли, чтобы спрятать, значит, ну, как дети, ей-богу!» — ХВВ.

«...меценатство для аристократов духа, а Старое Метро для тех, кто попроще, хотя ИНТЕЛИ тоже аристократы духа, а напиваются как свиньи и ни на что больше не годны, даже они больше ни на что не годны, слишком много ненависти, слишком мало любви, ненависти легко научить, а вот любви — трудно, и потом, любовь слишком затаскали и обслюнявили, и она пассивна, почему-то так получилось, что любовь всегда пассивна, а ненависть зато всегда активна и потому очень привлекательна...» — ХВВ.

«Ему удалось даже втереться в доверие к интелям, и он твердо установил, что в городе существуют всего две действительно тайные организации: меценаты и интели. И поскольку меценаты исключались, оставались только ИНТЕЛИ...» — ХВВ.

«Если в этой стране и есть люди, ненавидящие слег, то это ИНТЕЛИ. Интели не гангстеры, это отчаявшиеся люди, патриоты... У них одна задача — расшевелить это болото. Любыми средствами. Дать этому городу хоть какую-нибудь цель, заставить его оторваться от корыта... Они жертвуют собой, понимаете? Они вызывают огонь на себя, пытаются возбудить в городе хоть одну общую для всех эмоцию, пусть хотя бы ненависть... Неужели вы не слыхали о слезогонке, о расстрелах дрожек?.». — ХВВ.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — пока она была, вопрос, что она такое, почти не обсуждался — было некоторое общее мнение; кроме того и независимо от этого, по этому поводу (как и по всем другим), была «линия партии» — обязательное для всех мнение; когда линия партии исчезла, а поведение интеллигентов стало невиданно вариабельным (продолжение своих занятий, нищенствование, уход в политику, торговлю, бизнес, воровство, коммунизм, национализм, шовинизм — во всех, казавшихся до этого немыслимыми, вариантах и сочетаниях), то началось обсуждение, что такое интеллигенция; а поскольку дать определение оказалось трудно, то некоторые предпочли решить, что ее вовсе нет, и теперь уж и не будет; базировалось это утверждение на тезисе, что историческая роль интеллигенции — протест против тирании; это не совсем точно: протестовала не одна интеллигенция, интеллигент не всегда протестовал; в обыденном понимании, которое в данном случае является верным, т.к. именно оно и использует понятие «интеллигенция» для установления социальной стратификации, интеллигент — это человек, который грамотно говорит, не матерится на улице и, если он мужчина, сам заботится о безопасности секса; корреляция с уровнем образования и политическими взглядами есть, но это не функциональная зависимость:

«— ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ вообще импотентна! — заявил Андрей с ожесточением. — Лакейская прослойка. Служит тем, у кого власть. — Банда хлюпиков! — рявкнул Фриц. — Хлюпики и болтуны, вечный источник расхлябанности и дезорганизации!» — ГО.

ИНТЕЛЛИГУИ — презрительное наименование интеллигентов, употреблялось в среде людей образованных, но ощущавших, что к интеллигенции (см.) они не относятся; употребление искаженных форм в качестве презрительных традиционно для русского языка, в частности, искаженные формы от слова интеллигенция употреблял В.И.Ульянов (Ленин) (также см. Энциклопедию):

«...пресловутый, жульем и ИНТЕЛЛИГУЯМИ зацелованный кандидатишко в русские президенты...» — ПП.

ИНТРАВИЗОР — прибор для «заглядывания» внутрь замкнутых непрозрачных оболочек; как правило, использует ультразвук, рентген и другие электромагнитные излучения, суммирует полученную информацию и представляет ее в привычной для человека форме — в виде изображения (также см. Энциклопедию):

«— А вот мы завтра соберем ИНТРАВИЗОР и посмотрим, — пообещала Таня. — Главное, что этот известняк не имеет ничего общего с янтарином, из которого построен марсианский город». — ПДВВ.

«...ИНТРАВИЗОРНАЯ съемка зафиксировала под развалинами наличие обширного помещения в толще скальных пород на глубине более трех метров». — ЖВМ.

ИНТУИЦИЯ — метод анализа информации, при котором человек не может проследить ход своих рассуждений, приведших его к какому-либо выводу; используется людьми, которые не боятся таких неотрефлектированных методов и результатов их применения; в среднем лучше развита у женщин; комбинирование интуиции и разума, особенно — способность разумно оценивать выводы, полученные посредством интуиции, сильно увеличивает эффективность мышления:

«Но все это была только моя ИНТУИЦИЯ, а я знал цену интуиции. Дешево она стоила в наших делах. И потом, интуиция — это из области человеческого опыта, а мы как-никак имели дело со странниками... /.../ Я — старый рационалист, Мак, и я навидался всякого, я всегда шел от разума, и разум никогда не подводил меня». — ЖВМ.

ИНФЛАГРАНТИ — en flagrant (лат.) — на месте преступления:

«Поскольку дельце было пустяковое (они зарезали поддатого горожанина, возвращавшегося из бани, и были взяты ИНФЛАГРАНТИ), все было закончено в одно заседание». — ОЗ.

ИНФРАЛУЧИ — местный педагогический жаргон; на самом деле инфракрасное, т.е. тепловое излучение никого спать не заставляет; позже применение усыпляющего излучения было прекращено, т.к. оказалось, что его применение — как и любого снотворного — вызывает детренировку естественных механизмов релаксации у человека:

«...до тех пор, пока неслышный и невидимый поток ИНФРАЛУЧЕЙ не заставит заснуть самых беспокойных, а случится это через две минуты». — ПДВВ.

ИНФРАСВЕТ — инфракрасное излучение, преобразуемое в видимое прибором ночного видения, электронно-оптическим преобразователем; создание устройств, позволяющих видеть живую мишень в темноте, всегда было мечтой убийц, и ее реализация являлась важной частью прикладной физики и электроники; наличие инфракрасного излучения, которое можно наблюдать, — следствие того, что живое имеет более высокую температуру, чем окружающая среда; в этом смысле идеальные солдаты — змея и труп:

«Ему никогда еще не приходилось видеть кактусы ночью. Кактусы испускали ровный яркий ИНФРАСВЕТ». — ПДВВ.

«Лампы дневного света под потолком были погашены, и тем не менее Урм отлично видел комнату в ИНФРАСВЕТЕ и в импульсах локаторов». — УР.

ИН-ЯД — имеется в виду ИЯФ — Институт Ядерной Физики в Новосибирске, директор в описываемое время — академик Г.И.Будкер; одно из мест относительного свободомыслия — стране нужна была Бомба, поэтому тем, кто косвенно ею занимался, позволялось чуть больше; тем, кто занимался ею прямо, обычно ничего позволять не требовалось — то ли отбор был строже, то ли конкретность мышления отрицательно коррелирует с размышлениями о том, о чем не положено:

«Серию «Позавчера» он позволил себе оставить. Эту серию года два назад Жека Малахов привез из Новосибирска — сочинение тамошних ребят из Будкеровского ИН-ЯДА: маленькие, по двадцать-тридцать строчек, рассказики, каждый из них начинался словом «Позавчера» и описывались там события совершенно современные, но как бы происходящие в царской России.

ИОНОЛЕТ — ракета с ионным двигателем; Бадер от растерянности ошибся — у ионолетов недостаточна тяга для таких операций, а вежливый Горбовский не стал его поправлять при всех (см. также звездолет, иначе см. Энциклопедию):

«— Что же, — неторопливо сказал Бадер. — Я вам дам импульсную ракету. Или ИОНОЛЕТ. — Дайте, Август, — сказал Горбовский. — Дайте, пожалуйста, нам ионолет или импульсную ракету. И дайте мне поесть кто-нибудь». — ПДВВ.

«Ах, каких только кораблей не было на главном космодроме Планеты Негодяев! ИОНОЛЕТЫ, атомолеты, нейтронолеты, гравилеты, летающие тарелки, летающие кастрюли, летающие бидоны, летающие самовары, большие и малые, новенькие с иголочки и изрытые метеоритными шрамами, корабли нападения и корабли защиты, откровенно грозные космические линкоры, ощетиненные смертоносным оружием, и притворно беззащитные корабли-ловушки, упрятавшие смерть в глубоких трюмах...» — ЭВП.

ИРАНИ — см. девани

ИСПОЛИН ДУХА — кадавр, воплощающий, по мнению говорящего, максимально высокую концентрацию духовного:

«Модель универсального потребителя, заключенная в этом автоклаве, или, говоря по-нашему, в самозапиральнике, хочет неограниченно. /.../ И она не будет ждать милости от природы. Она возьмет от природы все, что ей нужно для полного счастья, то есть для удовлетворенности. /.../ Она не будет знать ни голода, ни жажды, ни зубной боли, ни личных неприятностей. Все ее потребности будут мгновенно удовлетворяться по мере их возникновения. — Простите, — вежливо сказал Эдик, — и все ее потребности будут материальными? — Ну разумеется! — вскричал Выбегалло. — Духовные потребности разовьются в соответствии! Я уже отмечал, что чем больше материальных потребностей, тем разнообразнее будут духовные потребности. Это будет ИСПОЛИН ДУХА и корифей!» — ПНВС.

ИСТИННЫЙ МУЖЧИНА, НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА — мужчина, по мнению окружающих, являющийся воплощением поведенческих черт, приписываемых мужчинам и дифференцирующим их от женщин; в психологии — обладатель высокой маскулинности; в зависимости от культуры страны, культурной страты, норм конкретного круга и возраста могут приниматься во внимание: ношение оружия, владение собственностью, умение ездить на лошади, угрожающее и конфликтогенное поведение, употребление нецензурной лексики, работоспособность, верность, количество любовниц, применение или неприменение предохранительных средств при половом акте, нежность или грубость в отношениях с женщиной, курение, употребление алкоголя и прочих наркотиков и многое другое:

«Хинкус не стал спорить. Он выплеснул в рот зелье, поставил рюмку на поднос и сел за стол. — Ах, какой мужчина! — восхищенно прозвенела госпожа Мозес. — Господа, вот ИСТИННЫЙ МУЖЧИНА!» — ОУПА.

«Я взял рюмку, выдохнул воздух /.../ и вылил настойку в рот. Я содрогнулся. /.../ Хозяин крякнул. Симонэ тоже крякнул. Госпожа Мозес произнесла хрустальным голосом: «О! Это НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА». — ОУПА.

«— Морда у него мерзкая, — ответила Диана. — Белокурая бестия. Знаю я таких. НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ. Без чести, без совести, повелители дураков». — ХС.

ИСТОРИЯ — в широком смысле слова — все, что было в прошлом; различные философии и идеологии придают различное значение истории вообще по отношению к настоящему и будущему, а также в разной степени считают важными историю общества в целом и историю людей; идеологии, как правило, «переписывают», т.е. фальсифицируют историю посредством цензуры (см. также Дж.Оруэлл), восстановление истинной картины событий — вторая, после прямой борьбы за власть, область столкновения социальных систем:

«...Жилин, сказал Римайер. ИСТОРИЯ — это история людей. Каждый человек хочет прожить жизнь недаром, и слег дает тебе такую жизнь... Да, знаю, ты считаешь, что и без слега живешь недаром, но сознайся, ты никогда так ярко и горячо не жил, как сегодня в ванне. Тебе немного стыдно вспоминать, ты не рискнул бы рассказать об этой жизни другим? И не надо. У них свои жизни, у тебя своя...» — ХВВ.

ИТЭДЭШНИК — см. жилконтора

К ЕДРЕНЕ ФЕНЕ, ЗАШКАЛИЛО — к едрене фене (употребляется только в такой форме) эвфемизм, замена «к ебене матери», выражение, означающее доминирование говорящего по отношению к собеседнику — он-де, говорящий, имел половой акт с его, собеседника, матерью и поэтому является его, собеседника, отцом, т.е. заведомо старшим и главным (В.И.Жельвис); в данном случае, как и всегда, когда оно не направлено на человека, это словосочетание просто заменяет слова «очень сильно»; зашкалила — технический жаргон, прибор показал, что величина больше той, которую он может измерить, стрелка дошла до конца шкалы:

«Машину, конечно, К ЕДРЕНЕ ФЕНЕ ЗАШКАЛИЛО, на такой уровень, сами понимаете, никто у них там не рассчитывал, ну и теперь Сашку на ковер». — ХС.

КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ЗНАК — каббала — мистическая ветвь иудаизма, как визионерство — христианства или суфизм — ислама; каббалистическими знаками обычно называют буквы ивритского алфавита (также см. Энциклопедию):

«Только теперь я заметил, что вокруг порога проведена толстая магическая черта, расписанная корявыми КАББАЛИСТИЧЕСКИМИ ЗНАКАМИ». — ПНВС.

КАБЫЗДОХИ — см. бобики

КАЖДЫЙ ИЗ НАС, СТО ДЕВЯНОСТОЙ-ОДИН — жестокость советских и российских законов вместе с их несоблюдением с одной стороны, питала патерналистский миф о добрых властях (могли бы посадить всех, а не сажают), с другой стороны, при необходимости позволяла властям посадить если и не каждого, то, по крайней мере, многих; причем законов никто не знал — многие подзаконные акты, применявшиеся как законы, не публиковались, а независимой адвокатуры не было; поэтому бояться мог каждый; статья 190-1 Уголовного Кодекса 1960 года — «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй»:

«Если захотят, — придут и засадят, как миленького — и меня, и тебя, и кого угодно. И никаких обоснований им для этого не понадобится. А не захотят, так и не тронут. Неужели ты не понимаешь, что КАЖДЫЙ ИЗ НАС уже наболтал более чем достаточно для СТО ДЕВЯНОСТОЙ-ОДИН? Даже смешно...» — ПП.

КАМРАД — см. генацвале

КАМУФЛЯЖ — фр. camouflage — защитная окраска; применяется в военном деле для скрытия от неприятеля:

«Поперек шоссе стоял размалеванный КАМУФЛЯЖНОЙ краской вездеход». — ПКБ.

«...длинный ствол с тяжелым набалдашником дульного тормоза, низкий, широкий щит, размалеванный КАМУФЛЯЖНЫМИ зигзагами, широко раздвинутые трубчатые станины, толстенькие колеса на резиновом ходу...» — ЖВМ.

КАПИТАЛИЗМ — устройство экономики, при котором в обществе есть всеобщий эквивалент — деньги, а обмен результатов деятельности людей на то, что они хотят иметь, происходит на свободном рынке через этот эквивалент, по ценам, определяющимся балансом спроса и предложения; это простейшее устройство в чистом виде не реализуется, а дополняется государственным регулированием, когда общество действует совокупно, по определенным законам, которые могут быть различны и называются политическим устройством общества (диктатура, олигархия, представительная демократия и др.); экономическая и политическая жизнь связаны через людей — свободный рынок воспитывает людей так, что они начинают выступать за либеральное и демократическое правление, при котором роль государства в обществе относительно невелика и, главное, явно ограничена; такое устройство общества сложнее для понимания; поэтому противниками капитализма (воспринимавшегося ими мифологически) выступают обычно личности и партии, характеризовавшиеся властолюбием, патернализмом и тягой к построению простых моделей:

«Все равно я не знаю, куда вы намерены девать два миллиарда мещан капиталистического мира. У нас их перевоспитывать не собираются. Да, КАПИТАЛИЗМ — труп. Но это опасный труп». — ПНА.

«...Оно очень любит так называемые простые решения, библиотеки, внутреннюю связь, географические и другие карты. Пути, которые оно почитает кратчайшими, чтобы думать о смысле жизни сразу за всех людей, а люди этого не любят». — УНС.

КАРДИОЛЕТАЛЬ — местное химическое средство, вызывающее мгновенную остановку сердца (см. также воткнул иглу):

«Не верь, что я скоропостижно скончался в автобусе в час пик от сердечного приступа. У меня идеальное здоровье. (У тебя, кстати, — тоже). Просто кто-то подобрался ко мне в толпе и воткнул (прямо сквозь пиджак) иглу с каким-нибудь (не знаю нынешних препаратов) КАРДИОЛЕТАЛЕМ — или еще с какой-нибудь подобной гадостью». — ПП.

КАУПЕР — устройство для подогрева воздуха, подаваемого в доменную печь с целью уменьшения расхода топлива, назван по имени изобретателя E.Cowper'а (1819-1893):

«...КАУПЕРЫ на солнышке отсвечивают, рельсы, рельсы, рельсы, на рельсах паровозик с платформами... Индустриальный пейзаж, одним словом». — ПНО.

КАФОЛИК — католик, устаревшее написание с фитой и соответствующее произношение; Выбегалло употребил архаизм для того, чтобы подчеркнуть свой патриотизм, почвенность (см. самозапиральник):

«— Ничего, ничего, — сказал Выбегалло. — Это вам не Португалия. Критики не любите. Лет триста назад я бы с тобой тоже не особенно церемонился, КАФОЛИК недорезанный». — ПНВС.

КАШЛЮН, ЛЯГВА — кашлюн — человек, который много, сильно кашляет (Даль), лягва — лягушка (твер., тамб. — Даль):

«— В душу твою небритую, карга, старая ты ЛЯГВА, КАШЛЮНОМ вонючим, полудохлым в бога трахнутая...» — ПНО.

КВАРК, ЛЕВОЖУЮЩАЯ КОРОВА — кварк — элементарная частица, левожующая корова — элемент физического фольклора; один крупный физик послал в физический журнал статью, в которой доказывал, что коровы делятся на лево— и правожующих, т.е. жующих слева направо и справа налево; имевшие место в действительности и апокрифические истории о посылке подобных статей в журналы — важная часть научного фольклора, отражающая естественное раздражение, испытываемое учеными по отношению к редакторам:

«...я хохотал над анекдотами, которых почти не понимал, ибо речь в них шла о каких-то КВАРКАХ, ЛЕВОЖУЮЩИХ КОРОВАХ и профессорах с экзотическими именами...» — ОУПА.

КГБ — см. гэбэ

КЕЙС — англ. case — сумка; увлечение черными плоскими портфелями, первоначально их называли «дипломатами» — признак 80-х — начала 90-х годов прошлого века:

«...на ногах — не новые кеды, на лице — радушная, совершенно штатская улыбка, в руках — КЕЙС». — ПП.

КЕРБЕР, ЗАВКАДРАМИ, КУРАТОР — кербер — трехглавый пес (греч. Kerberos, лат. Cerberus), охранявший вход в Аид; завкадрами — совлексика (см.), начальник отдела кадров (в серьезных организациях имелся еще заместитель директора по кадрам), в значительной мере определявший решение вопросов приема на работу, повышения в должности, выпускания за рубеж и т.д.; куратор — совлексика (см.), эвфемизм, фактически — надзиратель:

«КЕРБЕР Псоевич Демин, товарищ ЗАВКАДРАМИ, был КУРАТОРОМ нашей газеты, главным подгонялой и цензором». — ПНВС.

КЕРЕНКА — см. екатериновка

КЕССОН — фр. caisson — ящик, в разных областях техники — камера для разделения сред, чаще всего влагосодержащей и сухой, например, для входа или выхода человека из подводного судна в воду без попадания воды в это судно (сначала человек попадает из-за борта в кессон вместе с водой, затем вода откачивается и открывается люк в судно); принцип и термин были заимствованы космической техникой для разделения вакуума и атмосферы или разных атмосфер при транспорте предметов из корабля наружу и снаружи в корабль:

«Я влетел в КЕССОН и схватил доху. Руки не попадали в рукава, куда-то пропали застежки, и пока я сражался с дохой, как барон Мюнхаузен со своей взбесившейся шубой, перед глазами моими стояла жуткая картина...» — М.

КИСТЕПЕР — см. молоки

КЛАПШТОС — в биллиарде — удар по точке поверхности, лежащей на линии, соединяющей центры шаров, после которого ударяющий шар останавливается:

«В доме было тихо, только временами издалека, как с кладбища, доносились взрывы рыдающего хохота да резкие, как выстрелы, трески удачных КЛАПШТОСОВ.» — ОУПА.

КЛИММТАШ — правильно — клеммташ, см. кляссер

КЛИРЕНС, МОТОКАВАЛЕРИЯ — клиренс (от англ. clearance) или дорожный просвет — зазор между нижней точкой агрегатов самоходной машины (танка, автомобиля) и дорогой; мотокавалерия — местный род войск — кавалерия, доставляемая к месту действия (парад или разгон демонстрации) на машинах, реже машины, доставляемые к месту действия на лошадях (см. например, «Полдень, XXII век» — машина, транспортируемая верблюдами):

«Комендант сейчас же сорвался с места и включил свет. Все зажмурились, а мотокавалерийский полковник всхрапнул и проснулся. — Как? — произнес он дребезжащим голосом. — Уже? Я за то, чтобы это продвинуть... продвинуть. МОТОКАВАЛЕРИЯ все решает. Пики... шашки... КЛИРЕНС подходящий... Засекается на левую заднюю, но это устранимо... устранимо... Так что мое мнение — продвинуть». — СОТ.

«То мне представлялись приземистые бронетранспортеры, над клепаными бортами которых торчали оскаленные лошадиные пасти и осанисто возвышались чубатые всадники в бурках и с пиками перед себя. То эта картина заслонялась зрелищем совсем уже апокалиптическим: по полю брани лихо разворачивается в лаву табун лошадей, оседланных мотоциклистами на мотоциклах, и все мотоциклы как один — на третьей скорости...» — СОТ.

КЛОАКА — один из наиболее важных элементов Леса. Дважды амбивалентный образ; первый раз это противопоставление возвышенного (сноп блестящих нитей, уходящий в облака) и низменного (тяжелая стена запахов), второй — противопоставление поглощения клоакой окружения и рождения ею же того, что осмысленно стремится по радиусу, прочь:

«Живой столб поднимался к кронам деревьев, сноп тончайших прозрачных нитей, липких, блестящих, извивающихся и напряженных, сноп, пронизывающий плотную листву и уходящий еще выше, в облака. И он зарождался в КЛОАКЕ, в жирной клокочущей клоаке, заполненной протоплазмой — живой, активной, пухнущей пузырями примитивной плоти, хлопотливо организующей и тут же разлагающей себя, изливающей продукты разложения на плоские берега, плюющейся клейкой пеной /.../ надвинулась тяжелая стена запахов: сырого сочащегося мяса, сукровицы, свежей желчи, сыворотки, горячего клейстера... /.../ Вокруг клоаки, заботливо склоняясь над нею, трепетали деревья, их ветви были повернуты в одну сторону и никли к бурлящей массе, и по ветвям струились и падали в клоаку толстые мохнатые лианы, и клоака принимала их в себя, и протоплазма обгладывала их и превращала в себя, как она могла растворить и сделать своею плотью все, что окружало ее...» — УНС.

«...и по ветвям струились и падали в КЛОАКУ толстые мохнатые лианы, и клоака принимала их в себя, и протоплазма обгладывала их и превращала в себя, как она могла растворить и сделать своею плотью все, что окружало ее...» — Б.

«КЛОАКА щенилась. На ее плоские берега нетерпеливыми судорожными толчками один за другим стали извергаться обрубки белесого, зыбко вздрагивающего теста, они беспомощно и слепо катились по земле, потом замирали, сплющивались, вытягивали осторожные ложноножки и вдруг начинали двигаться осмысленно — еще суетливо, еще тычась, но уже в одном направлении, все в одном определенном направлении, разбредаясь и сталкиваясь, но все в одном направлении, по одному радиусу от матки, в заросли, прочь, одной текучей белесой колонной, как исполинские мешковатые слизнеподобные муравьи...» — УНС.

КЛУБНИК — см. жилконтора

КЛЯССЕР, КЛЕММТАШ — филателистические термины; кляссер — приспособление для хранения марок, состоящее из картонных листов с прозрачными горизонтальными кармашками поперек всего листа; клеммташ состоит из прозрачных листов с кармашками, преимущественно больших размеров для блоков и так называемых «цельных вещей» — например, конвертов с марками, листы часто соединяются скобами или зажимами (нем. klemme — зажим и tasche — карман; также см. Энциклопедию):

«...еще год назад он не видел разницы между КЛИММТАШЕМ и КЛЯССЕРОМ...» — ВНМ.

КНОПКА — у начальников, находившихся на определенном уровне иерархии и выше, на столе или под столом располагалась кнопка для вызова секретаря или охраны; известно, что ранее Л.Ф.Вунюков был председателем инспекционной комиссии Соловецкого горкомхоза; поскольку эта должность не является достаточно высокой, поиск им кнопки свидетельствует о том, что еще ранее он занимал иное, более высокое положение; на это же указывает употребляемый им сорт папирос — употребление любимых папирос И.В.Сталина являлось знаковым действием и для недостаточно высокого лица могло бы иметь немедленные и самые печальные последствия:

«— Других предложений нет? — спросил Лавр Федотович. Он пошарил по столу, ища КНОПКУ, не нашел и сказал коменданту: — Пусть дело войдет, товарищ Зубо». — СОТ.

КНУР — боров, хряк (калуж., твер., кур. — Даль; также см. Энциклопедию):

«Повезло, понимаешь, за председателя зацепился, а он толстый такой КНУР, мягкий...» — ХС.

КОЛЛЕГИ — см. друзья

КОЛЛЕКТОРСКИЙ КОНТЕЙНЕР — лат. collector — собиратель, контейнер для сбора образцов:

«Более часа бродил он по хвощевым джунглям, пугливо озираясь при каждом вздохе трясины, собрал в КОЛЛЕКТОРСКИЙ КОНТЕЙНЕР несколько любопытных образцов местной флоры...» — СБТ.

КОМЕДИЯ — в прямом смысле — театральный жанр; в данном случае употреблено в обычном переносном смысле — притворство, игра, изображение чего-то, «театр»; употребление этого выражения не обязательно означает, что говорящий инкриминирует участникам действия сознательную игру — «комедия» вполне может быть «второй натурой»; например, для большинства участников деятельности КПСС (см.) партийная работа была второй (если не первой) натурой, и это было естественно — не могли миллионы «играть», но сторонний наблюдатель мог вполне назвать это (но только в туалете, под шум спускаемой воды — см. каждый из нас) «комедией»; более мягкие высказывания — в адрес хозяйственных, а не партийных органов, — допускалось:

«— Тосты, напыщенные речи /.../ Терпеть этого не могу! — Ну, знаешь... /.../ — Такое событие все-таки... — Да какое оно «такое»? Люди делают свое дело. Чего же тут экстраординарного? /.../ — Это же сплошная казенщина. /.../ ...отлично понимают, что все это КОМЕДИЯ. Впрочем, это каждый понимает». — СБТ.

КОМКОН-2 — тайная организация, наблюдающая за научными исследованиями, приводящая в действие решения вышестоящей организации об их запрете и предотвращающая распространение информации о них; сотрудники организации обладают авторитарно-патерналистическим самомнением; название организации является маскировкой; частью деятельности является игра в секретность с сотрудниками, смешанная, возможно, с действительным недоверием (не путать с социологической службой Комкон-2, занимавшейся преимущественно маркетинговыми исследованиями в России в конце прошлого — начале этого века); картина, рисуемая авторами тем более сложна, что некоторые сотрудники Комкона — чисто по-человечески вполне симпатичные люди (Максим), в то время как другие — маньяки вполне в стиле истории спецслужб России (Сикорски, Тойво):

«Но я не мог позволить себе быть приличным человеком. Я был сотрудником КОМКОНа-2 на работе. Поэтому я не стал извиняться, ни тем более уходить...» — ЖВМ.

«...известно, что при посторонних о наших делах разговаривать не полагается». — ЖВМ.

«А вот если я — представитель КОМКОНа, тогда я имею право спрашивать, и уж я постараюсь спросить так, чтобы она ответила». — ЖВМ.

«О, ваше иезуитство!.. Взять всем известную аббревиатуру — комиссия по контактам с иными цивилизациями! Благородно, возвышенно! Прославленно! И спрятать за нее вашу зловонную контору!» — ЖВМ.

«В наше время и на нашей планете все тайны, на мой взгляд, отдают какой-то гадостью. Признаю, что многие из них вполне сенсационны и способны потрясти воображение, но лично мне всегда неприятно в них посвящаться, а еще неприятнее — посвящать в них ни в чем не повинных посторонних людей». — ЖВМ.

«Как руководитель КОМКОНа-2, организации, ответственной за безопасность земной цивилизации в целом, я предлагаю вам ряд требований, которые вам надлежит неукоснительно выполнять в нашей деятельности впредь». — ЖВМ.

«Еще я заметил, что не хватает трех пронумерованных страниц после первого отчета Абалкина, двух страниц — после его второго отчета и двух страниц — после последнего письма Абалкина Комову. Я решил не придавать этому значения». — ЖВМ.

«— Зачем тебе понадобилось утром заходить в музей? Я удивился. — То есть как — зачем? Чтобы поговорить с Глумовой...» — ЖВМ.

КОММУНАЛКА, КООПЕРАТИВНЫЕ ХОРОМЫ — полярные описания жилищных условий; коммуналка — коммунальная квартира, в которой живет несколько семей, встречались квартиры, в которых проживало более десяти семей при наличии, например, одного туалета; кооперативная квартира — квартира в доме с существенно большей, чем обычно, квартплатой и частичным правом собственности (например, без права свободной продажи); форсированная индустриализация СССР, предпринятая с целью построения коммунизма во всемирном масштабе, потребовала ускоренной урбанизации; в результате советский народ в течение века жил в столь плохих жилищных условиях (совлексика — см.), что они сами стали фактором, формирующим психологию людей и культуру народа (сравните у М.Булгакова — «Обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их»); о большом значении этого вопроса в жизни людей говорит само существование терминов «жилищные условия», «квартирный вопрос» и др.; с другой стороны, люди в большинстве случаев почти не несли расходов по оплате жилья, но и не были его владельцами:

«...знакомой, словно карман старого пиджака, жилплощади, и неважно — конура это в КОММУНАЛКЕ или роскошные КООПЕРАТИВНЫЕ ХОРОМЫ». — ПП.

«...всю жизнь свою он прожил по КОММУНАЛЬНЫМ квартирам, а это, знаете ли, накладывает свой отпечаток». — ОЗ.

КОММУНИЗМ — гипотетическое устройство общества, при котором люди работают только потому, что им это нравится, и количество произведенного не менее потребностей людей; серьезных теоретических или экспериментальных исследований внутренних и внешних условий, необходимых для стабильного существования такого общества, не проводилось; эксперименты с целью построения такого общества начинались обычно с установления низкой и слабо дифференцированной нормы потребления, что влекло уменьшение производительности труда и прекращение эксперимента; согласно косвенным данным (опыт киббуцев в Государстве Израиль), в обществе есть несколько процентов людей, пригодных для такого общества; возможно, интуитивно ощущая это, строители светлого завтра и начинали с уничтожения миллионов (см. идеальные миры):

«КОММУНИЗМ — это прежде всего идея! И идея не простая. Ее выстрадали кровью!» — ПКБ.

КОМПАТРИОТ — фр. compatriote — соотечественник; архаизм, употреблен, как и вообще часто употребляются архаизмы, иронически:

«Проникся ты сочувствием к своим ташлинским КОМПАТРИОТАМ и пришел упросить меня покинуть город и удалиться в иные края... А куда мне удаляться — об этом ты подумал?» — ДСЛ.

КОМПЛЕКС — группа объектов, предназначенных для решения общей задачи, например — комплекс мер по предотвращению болезни; в данном случае имеется в виду военно-промышленный комплекс (см.):

«Короче говоря, за последние два месяца, только по имеющимся сведениям, КОМПЛЕКСЫ противника получили свыше шести тысяч единиц материала из различных Зон...» — ПНО.

КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — подготовка, расширяющая диапазон психологической адаптабельности человека; в первоначальных вариантах не затрагивала глубокие слои психики, однако оказалась не всегда достаточной для работы даже в деспотиях второго (феодального, например, Арканар) поколения, и обычно недостаточной для работы в деспотиях третьего (коммунистическо/нацистского, например, Саракш) и четвертого поколения; поэтому была заменена более глубокой подготовкой, требующей последующего рекондиционирования; пока не доказано, что произошедшие изменения психики полностью обратимы, по мнению А.Бромберга (частное сообщение автору комментария), именно необратимые изменения психики препятствуют прогрессорской деятельности цивилизаций, осознавших эту опасность (например, Странников); термин происходит от англ. condition — тренировать, и употреблялся К.Лоренцем еще в прошлом веке:

«...мы здоровые, уверенные ребята, прошедшие ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ и готовые ко всему. У нас отличные нервы: мы умеем не отворачиваться, когда избивают и казнят. У нас неслыханная выдержка: мы способны выдерживать излияния безнадежнейших кретинов. Мы забыли брезгливость, нас устраивает посуда, которую по обычаю дают вылизывать собакам и затем для красоты протирают грязным подолом. /.../ Жаль только, что психологическая подготовка слезает с нас, как загар /.../ Оказывается, что колодцы гуманизма в наших душах, казавшиеся на земле бездонными, иссякают с пугающей быстротой». — ТББ.

«Все это было непонятно и уж, во всяком случае, никак не увязывалось с хаосом в комнате и с образом имперского штабного офицера, не прошедшего РЕКОНДИЦИОНИРОВАНИЯ». — ЖВМ.

«Конечно, он — имперский офицер, еще позавчера он был имперским офицером, и если он напился как свинья, он мог ее попросту оскорбить...» — ЖВМ-с.

«Наши бедные прогрессоры из кожи лезут вон, пытаясь сделать эту клоаку хоть немного лучше, но клоака остается клоакой, а прогрессоры делаются хуже. Они становятся опасными...» — ЖВМ.

КОНЕЧНОЕ СОСТОЯНИЕ — состояние, из которого невозможна эволюция в том или ином смысле; в данном случае — состояние человечества, в котором получены ответы на все вопросы:

«Истина отдельна от добра и зла, истина отдельна от человека и человечества, но только до тех пор, пока существуют добро и зло, пока существует человек и человечество. Нет человечества — к чему истина? Никто не ищет знаний, значит — нет человечества, и к чему истина? Есть ответы на все вопросы, значит — не надо искать знаний, значит — нет человечества, и к чему же тогда истина? Когда поэт сказал: «И на ответы нет вопросов», — он описал самое страшное состояние человеческого общества — КОНЕЧНОЕ его СОСТОЯНИЕ...» — СОТ.

КОНКРЕТНОСТИ СВОЕГО ВРЕМЕНИ — в данном случае форма созданного человеком мира («второй природы»), обращенная к человеку, причем эта форма зависит от времени, хотя внутреннее содержание второй природы пополняется, но не исчезает; например, человек, работающий на компьютере, не видит, а часто и не знает, что в нем есть электродвигатели, человек, пользующийся лифтом, знает и может в некоторых случаях видеть электродвигатель, но не знает, какие в нем подшипники, и не видит их; этот эффект — следствие ограниченности человека, большую глубину знания второй природы можно назвать «технической интеллигентностью», причем это — природное свойство человека (дети всегда спрашивают, «что у нее внутри»), которое удается подавить стандартным конформизующим воспитанием и образованием; техническая интеллигентность необходима для творчества, а человек, лишенный ее, напоминает обезьяну, которую научили нажимать на клавиши:

«Он любил КОНКРЕТНОСТИ СВОЕГО ВРЕМЕНИ: ощущение микронных зазоров на кончиках пальцев, спокойный и правильный гул могучих двигателей, блеск приборов в качающейся кабине. И он всю жизнь с кротким недоумением следил, как эти конкретности теряют смысл на Земле, оттесняются на периферию Большой Жизни, уходят на далекие планеты, и он отступал и уходил вместе с ними, любя их по-прежнему, но постепенно теряя уверенность в их (и своей) нужности, потому что, если на этих диких мирах и нельзя обойтись без его искусства и его вездеходов, то люди, кажется намереваются обойтись без самих этих миров». — Б.

[Предыдущий]  [Оглавление]  [Следующий]


Фантастика:    Братья Стругацкие:    [КАРТА СТРАНИЦЫ]    [ПОИСК]   

ТВОРЧЕСТВО: [Книги] [Переводы] [Аудио] [Суета]
ПУБЛИЦИСТИКА: [Off-Line интервью] [Публицистика АБС] [Критика]
    [Группа "Людены"] [Конкурсы] [ВЕБ-форум] [Гостевая книга]
ВИДЕОРЯД: [Фотографии] [Иллюстрации] [Обложки] [Экранизации]
СПРАВОЧНИК: [Жизнь и творчество] [Аркадий Стругацкий] [Борис Стругацкий] [АБС-Метамир]
    [Библиография] [АБС в Интернете] [Голосования] [Большое спасибо] [Награды]

Оставьте Ваши вопросы, комментарии и предложения.
© "Русская фантастика", 1998-2001
© Леонид Ашкинази, состав, 2000
© Дмитрий Ватолин, дизайн, 1998-2000
© Алексей Андреев, графика, 2001
   Редактор: Владимир Борисов
   Верстка: Владимир Борисов, Locky
   Корректор: Владимир Дьяконов
Страница создана в январе 1997. Статус офицальной страницы получила летом 1999 года